Степанова Мария Николаевна
Степанова Мария Николаевна
01.02.1916 — 10.08.1983

Степанова Мария Николаевна — Биография

Мария Николаевна Степанова (1916—1983) — советская бурятская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1976). Член ВКП(б) с 1941 года.

Мария Степанова родилась 19 января (1 февраля) 1916 года в посёлке Куйта (ныне — Аларский район, Иркутская область) в семье зажиточного крестьянина Николая Мануевича Степанова. Мать -Бултахан Болоевна Тармаева, уроженка с. Ныгда того же района. С двух лет Мария оставшись без отца воспитывалась в с. Ныгда у дедушки Боло Тармаева. С 1924 по 1928 годы училась в Куйтинской начальной школе, а с 1928 по 1931 в Кутуликской платной школе-семилетке. В 1931 году поступает в Черемховский горный техникум, после одного месяца учебы уезжает в г. Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ где становится студенткой Техникума искусств театрального отделения. В 1932 году будучи студенткой, зачислена актрисой в вспомогательную труппу музыкально -драматического Бурят-Монгольского Театра (ныне Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева), а с 1934 переходит в основной состав (Приказ № 7227 от 5 июля 1934 г.). Большую роль в становлении Степановой как актрисы сыграл талантливый режиссер и педагог Александр Васильевич Миронский. М.Н. Степанова посвятила служению родному театру 45 лет своей жизни. Биография Марии Николаевны – это этапы развития театрального искусства в республике, начиная с 1932 года, с первого сезона национального театра, когда юная актриса, будучи еще учащейся второго курса сыграла роль мальчика Сэнгээ в спектакле «Барьеры» А. Шадаева и А. Миронского.

С именем М. Степановой так же, как и именами ее товарищей, основоположников профессионального театра в республике – Н.Гендуновой, Ч.Генинова, В.Халматова, Ю.Шангиной, С.Халтагаровой и другими, связаны первые успехи в постановках бурятских пьес, первые серьезные удачи в работе над произведениями русской и зарубежной классики в 30-е – 40-е годы.

В богатой яркими самобытными талантами труппе театра Степанова постепенно занимает особое место. Свежее лирико-драматическое дарование актрисы обретает с годами глубину, трагедийную силу. Нежная и мужественная Дездемона и «Отелло» Шекспира, чистая, цельная натура Луизы в драме Шиллера «Коварство и любовь», сильный, глубокий характер русской женщины Катерины в «Грозе» Островского, одухотворенный, проникновенный образ простой бурятки Шаракшан в мелодраме Х. Намсараева «Ключ счастья» («Жаргалай тулхюур»), дерзкая, гордая Шура Булычева («Егор Булычев и другие» М.Горького), пронизанный романтикой, светлый, лирический образ Маши Забелиной в «Кремлевских курантах» Н.Погодина – все эти сценические создания молодой М.Степановой отмечены печатью тонкого и умного мастерства, большого обаяния и человечности.

Рядом с утвердившейся на первых этапах развития театра сочной, реалистической, народно-бытовой стилистикой спектаклей, сильной стороной которых были яркая жанровость, этнографизм, колоритная манера актерской игры, М.Степанова и В.Халматов вместе с лучшими режиссерами прокладывали пути для развития иной тенденции – стиля психологического, трагедийно-романтического. И хотя в преимущественно бытовом репертуаре театра спектакли второй тенденции занимают лишь некоторую часть афиши, звучание их было сильно, влияние этих постановок на рост и формирование коллектива огромно.

Со второй половины 50-х и в 60-е годы с приходом в театр новых режиссеров – Ф.Сахирова, Ц.Цыренжапова и позднее С.Будажапова – тенденция психологического искусства укрепляется, расширяется и постепенно приводит к тому, что бытовая манера игры бурятской труппы в целом приобретает новые черты, новые качества психологически-бытового стиля. Правда, эти качественные изменения в стилистике национального театра в полной мере утвердились лишь с обновлением труппы, с приходом молодых актерских сил. Но М.Н.Степанова вместе с частью актеров старшего поколения встретила приход молодого поколения во всеоружии зрелого реалистического мастерства.

Таким образом, можно говорить, что творчество талантливой артистки М.Н.Степановой выражало в искусстве Бурятского драматического театра его наиболее прогрессивные и современные поиски. Искания бурятских режиссеров – это и ее искания, исполнительницы центральных ролей во многих постановках. Актриса думающая, чутко прислушивающаяся к режиссерскому замыслу, цепко берущая все интересное из режиссерских указаний и советов, к сценическому воплощению своих ролей Мария Николаевна шла все же какими-то своими, только ей известными путями.

В перечне ролей, сыгранных М. Степановой за ее большую актерскую жизнь, много ролей разноплановых – комедийных, характерных, сатирических, потребовавших от исполнительницы разных выразительных средств, разных красок. И актриса каждый раз находила новые приемы, новые оттенки для создания живого убедительного характера.

В пьесе Хоца Намсараева «Ключ счастья» (1947) Мария Степанова играла роль главной героини Шаракшан, женщины, потерявшей в молодости мужа, двух сыновей и ослепшей в результате несчастного случая. Через двадцать восемь лет большой хирург возвращает ей зрение – им оказался один из ее сыновей. Игра М.Степановой в этой роли стала украшением спектакля, весь зрительный зал плакал, когда она исполняла сцену прозрения и встречи с мужем, сыновьями, настолько достоверна и правдива была актриса в тот момент.

Заметной вехой в истории бурятского тетра стала постановка «Грозы» А. Островского режиссером А.И. Каниным в 1945 году. Это была большая творческая победа всего коллектива актеров. М.Н. Степанова в роли Катерины поднималась до высот подлинной трагедии. По словам заслуженного артиста РСФСР Александра Игнатьевича Канина, много раз ставившего «Грозу» в различных театрах, «такой Екатерины нет нигде и не скоро, вероятно, будет». Этот образ стал одним из любимейших на бурятской сцене. Успех спектакля и актрисы во время гастролей по республике был полным. Многие зрители обращались к актрисе с просьбой прочитать один из монологов Катерины, который особенно ей удался – финальный.

Гибкость, творческая мобильность актрисы позволили ей участвовать в съемках нескольких фильмов: «Пора таежного подснежника» (Жалмасу), «Золотой дом» (Ханда), «Только вдвоем» (Тымани), «След росомахи» (Кымынэ).

Мария Николаевна вела большую концертную деятельность, выступала как чтец и ведущая программ вечеров. В ее репертуаре были монологи из произведений Л.Толстого, М.Шолохова, Ж.Тумунова, Х.Намсараева, подготовлена программа для детей – басни и сатирические стихи С.Михалкова.

Степанова – актриса, умеющая уловить, усвоить и великолепно выразить философию своих героинь, их жизненые позиции. Она отличалась редкой скромностью и благородством и в повседневной жизни мало походила на актрису,.

За годы работы в театре Мария Николаевна сыграла более ста крупных ролей. Спектакли - как люди. Одни проходят мимо, не оставив глубокого следа в памяти, другие запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. Роли же, сыгранные М.Степановой, никого не оставляли равнодушными, ибо они все были пропущены через ее внутренний мир, талант, мастерство.

«Взойдешь на сцену королевой и уйдешь со сцены королевой» - не многим это дано. И среди них – народная артистка СССР Мария Николаевна Степанова.

М.Н.Степанова своим глубоким творчеством, мастерством, своим преданным служением искусству вместе с группой мастеров старшего поколения выполняла важную миссию – передачу лучших традиций национальной сцены молодежи Бурятского тетра драмы им. Х.Намсараева - М.Зориктуевой, Л.Дугаровой, Н.Токуреновой, Д.Сангажаповой, Л.Егоровой и многим другим ведущим актерам современного театра, также беззаветно преданных бурятскому театральному искусству.

В 2006 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия учредило ежегодную премию имени народной артистки СССР М.Н. Степановой за лучшее исполнение женский роли драматического плана, которая будет вручаться в Международный день театра.

Муж- Николаев Петр Нагаслаевич (1913-1998). Заслужанный артист РСФСР. Дети: Николаев Станислав Петрович (1936-1967) Башкуева (Николаева) Элеонора Петровна (1938). Николаев Нагаслай Петрович (1941-1996)

Член КПСС (партийный билет № 08040547) Последний выход Марии Николаевны на сцену состоялся осенью 1982 во время открытия 51 театрального сезона в новом здании театра.

Умерла 10 августа 1983 года, похоронена на Центральном городском кладбище Улан-Удэ (посёлок Стеклозавод).

Владелец страницы: нет
Поделиться