Белоусов Владимир Игнатьевич
Белоусов Владимир Игнатьевич
06.06.1908 — 02.10.1981

Белоусов Владимир Игнатьевич — Биография

Влади́мир Игна́тьевич Белоу́сов (24 мая 1908 года — 2 октября 1981 года) — советский военный лётчик, участник советско-финской войны (в должности командира эскадрильи 9-го штурмового авиационного полка 7-й армии Северо-Западного фронта, капитан) и Великой Отечественной войны (в должности командира 198-й штурмовой авиационной дивизии, полковник).

Герой Советского Союза (21.03.1940), полковник запаса (с 1948 года).

Родился 24 мая (6 июня) 1908 года в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил семилетку. Работал на хлебозаводе.

В 1930 году призван в ряды Красной армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. В 1933 году — 14-ю военную школу лётчиков в городе Энгельсе. В 1934 году — военную школу пилотов.

Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов. Командир эскадрильи 9-го штурмового авиационного полка капитан В. И. Белоусов умело организовал действия подразделения по разведке и уничтожению живой силы и техники врага. Лично произвёл 30 боевых вылетов на бомбардировку войск противника и уничтожение его пулемётным огнём в районе станции Лейпясуо, Кямяря (Гаврилово Выборгского района Ленинградской области).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Владимиру Игнатьевичу Белоусову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 252).

В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. До января 1943 года командовал 65-м штурмовым авиационным полком.

10 июля 1941 года на Онежско-Ладожском перешейке начала наступление Карельская армия. Финские войска расчленили нашу 7-ю армию на две части и вышли к северо-восточному побережью Ладожского озера, после чего развернули наступление на трех направлениях: петрозаводском, олонецком и сортавальском, стремясь прорваться к Ленинграду с северо-востока.

Чтобы остановить противника, Военный совет Северного фронта по указанию главкома войск Северо-Западного направления направил 7-й армии подкрепления. 19 июля 1941 года прибыла одна эскадрилья 65-го штурмового авиационного полка, а 27 июля 1941 года — ещё две эскадрильи.

В декабре 1941 года 65-й штурмовой авиационный полк понёс большие потери в самолётном парке и был перебазирован на аэродром Колежма, южнее Соловецких островов, для перевооружения на самолеты «Харрикейны», а в феврале 1942 года — перелетели на прифронтовой аэродром Подужемье, западнее города Кемь.

65-му штурмовому авиационному полку было присвоено звание гвардейского (17-й гвардейский штурмовой авиационный полк) с перевооружением его новейшими самолетами Ил-2. Но часть лётного и технического состава передавались во вновь формируемый 767-й истребительно-авиационный полк 112-й истребительно-авиационной дивизии, вооруженный самолетами «Харрикейн».

С 18 марта 1944 года и до конца войны полковник В. И. Белоусов командовал 198-й штурмовой авиационной дивизией. С 7 июля 1944 года 198-я штурмовая авиационная дивизия участвовала в боевых действиях в составе 6-го штурмового авиационного корпуса.

К середине августа 1944 года войска 8-й гвардейской армии, отражая многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации не только удержали, но и расширили магнушевский плацдарм на реке Висла до 20—25 км по фронту и до 15 км в глубину. Особенно эффективно действовали авиационные полки 6-го штурмового авиационного корпуса под прикрытием истребителей 194-й истребительной авиационной дивизии. За успешные боевые действия 198-я штурмовая авиационная дивизия получила благодарность от командиров 28-го и 29-го гвардейских стрелковых корпусов.

К 7 октября 1944 года дивизия была перебазирована на аэродром Вышкув, в 20 км от линии фронта. Её действия войсками оценивались весьма высоко. В течение 7-9 октября 1944 года, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, 198-я штурмовая авиационная дивизия полковника В. И. Белоусова оказала большую помощь войскам 65-й армии, ведущим тяжелые и упорные бои с крупными силами противника на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска. В трудных условиях лётчики непрерывно уничтожали скопления танков, пехоты и технику противника, проявляя при этом мужество и прекрасное знание своего дела.

Командующим войсками 65-й армии генерал-полковником Батовым за боевые действия и оказанную помощь войскам 65-й армии в упорных и тяжёлых боях с крупными силами танков и пехоты противника в районе южнее Пултуска всему личному составу 198-й штурмовой авиационной дивизии была объявлена благодарность.

За отличия в боях за освобождение Варшавы в январе 1945 года 198-й штурмовой авиационной дивизии было присвоено почетное наименование «Варшавская». За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

После окончания Великой Отечественной войны полковник В. И. Белоусов был старшим инспектором управления боевой подготовки Военно-воздушных сил. С 1948 года полковник В. И. Белоусов — в запасе. Жил в Ленинграде. Скончался 2 октября 1981 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться