Ибрагимов Абдурашид Гумерович
Ибрагимов Абдурашид Гумерович
23.04.1857 — 17.08.1944

Ибрагимов Абдурашид Гумерович — Биография

Абдурашид Ибрагимов (тат. Габдрәшит Ибраһимов, род. 23 апреля 1857 г. Тара, Тарский округ, Тобольская губерния, Российская Империя — ум. 17 августа 1944 г. Токио, Японская Империя) — татарский мусульманский имам, кади (судья), проповедник и публицист. Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии.

После окончания общеобразовательной школы А.Ибрагимов, в возрасте 22 лет, отправляется изучать ислам в различных медресе Казахстана и Поволжья. В 1878 году Ибрагимов продолжает своё образование в Медине, бывшей тогда центром движения ваххабитов. Вернулся в Россию в 1885 году.

В молодости А. Ибрагимов придерживался идей джадидизма, исламского реформистского движения, возникшего в среде татарской интеллигенции Поволжья во 2-й половине XIX века. После 1890 года джадидизм приобретает также политическую составляющую. А.Ибрагимов, ведший антицаристскую пропагандистскую работу с позиций панисламизма среди мусульман России, ставил своей целью освобождение всех мусульманских народов от любого вида колониального угнетения со стороны «неверных». В этой ситуации Япония, давний конкуррент России на Дальнем Востоке — как и Османская империя на западе — являлась естественным союзником панисламистов. Быстрое индустриальное восхождение Японии восхищало его — как и многих других антиимпериалистически настроенных националистов Востока. Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посещает Османскую империю.

В 1902 году Ибрагимов, став для Турции неудобной фигурой, получил указание султана Абдул-Хамида II покинуть Османскую империю. В 1902—1903 годах он впервые посещает Японию, где участвовал в антирусской пропаганде. В связи с этим Ибрагимов, по требованию российского консула в Японии, был из этой страны выслан. Прибыв в 1904 году в Стамбул, он был там арестован, передан российскому консулу и отправлен под охраной в Одессу. На рубеже 1905—1906 годов Ибрагимов был выпущен на свободу. Будучи ранее членом правления мусульманской общины Оренбурга, он становится одним из руководителей движения Иттифак аль-Муслимин и организатором ряда мусульманских конгрессов. Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На Первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником А.Ибрагимова был Гаяз Исхаков.

В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправляется в Японию, в феврале-июне 1909 года живёт в Токио. Здесь он устанавливает многочисленные контакты с представителями местных националистических обществ, как из чиновничества, так и из кругов, близких к правительству Японии. Особо тесными они были с ультранационалистическми обществом Кокурюкай (Амурский союз, в Англии известный больше как Общество чёрного дракона), возникшим перед русско-японской войной 1904—1905 и проводившим антизападную, пан-азиатскую политику поддержки экспансии Японии на азиатском материке.

Возвращение А.Ибрагимова в Стамбул финансировалось японским обществом Адзия Гикай (Азия, проснись!) и длилось целый год, так как его маршрут проходил через важные мусульманскме центры Китая, Британской и Нидерландской Индий. В этой поездке он встретился с одним из первых японцев, принявших ислам, с Ямаока Котаро (1880—1959), также членом Кокурюкай, ставшим себя отныне именовать Ёмер Ямаока. Вдвоём они совершили паломничество в Мекку.

В 1910 году, когда А.Ибрагимов прибывает в столицу Турции, у власти там находились младотурки, воспринявшие идеи этого, сташего уже известным агитатора и проповедника, положительно. Ибрагимов получает одобрение от местного улема и связанных с ним организаций. Свои наблюдения о положении в Восточной Азии он изложил в работе Alem-i-İslam ve Japonya’da İntişar-ı İslamiyet (Исламский мир и распространение ислама в Японии), где с большим оптимизмом говорит о возможной исламизации японцев. В последующие годы Ибрагимов издаёт в Стамбуле несколько исламских журналов (Sırat-ı Müstakim, Tearüf-i Muslimin), где публиковался также и японский мусульманин Ямаока. Сын Ибрагимова занимался распространением идей отца в России: в Казани он издаёт исламский журнал. Сам же А.Ибрагимов любил выступать с речами, зачастую имевшими вид проповедей, в которых агитировал за панисламистский единый фронт. Со временем поняв, что защищаемые им идеи не имеют широкого признания, Ибрагимов сближается с пантюркистом Энвером-пашой и пытается распространять его идеи среди татарских эмигрантских кругов в Турции. Для подобной же пропагандистской (подрывной) работы в России ширмой служило Татарское благотворительное общество. В 1913 году Ибрагимов становится главным редактором и издателем газеты İslam Dünyası., выпустив её 27 номеров.

В 1911 году Ибрагимов, по рекомендации Энвера-паши, близким соратником которого он оставался вплоть до смерти паши в 1922, был принят в тайную организацию Teşkilât-ı Mahsusa. В том же году они оба отправляются в Ливию, в Триполи, где высадились итальянские войска, с целью организовать сопротивление мусульманских и бедуинских племён против Италии. Во время Первой мировой войны Ибрагимов в Германии пытается из пленных-мусульман сформировать военные подразделения, с целью направить их на борьбу с британским колониализмом. В 1918 году он, как депутат от России, принимает участие в Берлине во 2-м конгрессе оганизации İhtilal Cemiyetleri İttihadı (бывшей Teşkilât-ı Mahsusa). В это время А.Ибрагимов на некоторое время сближается в большевиками. В 1922—1923 годах он живёт в Советской России.

В 1930—1931 годах мусульманский политик живёт в Мекке. Происламская агитация Ибрагимова не имела большого и длительного успеха, в то время как националистические движения на Ближнем и Среднем Востоке в 1920-е — 1940-е годы становились всё более мощными. Не подлежит сомнению, что А.Ибрагимов был агентом японской разведки. В 1933 году он был приглашён в Японию. В 1938 он вновь приезжает в эту страну. Там он становится председателем Dai Nippon Kaikyō Kyōkai, официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети. Вплоть до самой своей смерти в августе 1944 года А.Ибрагимов продолжал верить в скорейшее обращение большинства японцев в ислам.

Владелец страницы: нет
Поделиться