Дамаев Василий Петрович
Дамаев Василий Петрович

Дамаев Василий Петрович — Биография

Василий Петрович Дамаев (7 (19) апреля 1878, станица Отрадная, Краснодарский край — 11 октября 1932, Москва) — оперный певец (лирико-драматический тенор).

Происходил из крестьянской среды. Окончив четыре класса станичной школы, был вынужден сам зарабатывать, мальчишкой стал работать пастухом. Музыкальность проявилось очень рано — сам научился играть на скрипке и пел в церковном хоре, а в 16 лет в своей станице организовал казачий любительский духовный хор. А в 17 лет женился на соседской девочке, скоро появились дети, росло хозйяство..

Судьбу юного певца из честного церковного хора изменил случай: приехавший чиновник из Москвы услышал его и уговорил серьёзно заняться музыкальным образованием.

В 1895 году Дамаев перебрался в Майкоп, но там учиться музыке не мог, а денег на профессиональное качественное образование не было. Молодого человека поддержал московский присяжный поверенный И. Л. Гар, и благодаря его помощи Дамаев сумел уехать в Москву, чтобы учиться. С 1903 года 25-летний кубанский казак начал заниматься у певицы В. П. Козловой, затем брал уроки пения у А. М. Успенского; Дамаев пел в церковном хоре, но этих денег на хватало, и музыкальные уроки оплачивал меценат К. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко».

В 1904—1905 гг. студент Московского музыкально-драматического училища (педагоги М. Медведев и А. М. Успенский).

С 1906 г. выступал в благотворительных концертах с романсами и русскими народными песнями. Впоследствии немало концертировал и гастролировал с репертуаром, куда входили народные песни: в 1908—1910 концертировал в Орле, Рязани, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове.

В 1906—1820 или 1924 — артист Оперного театра Зимина, первые партии там готовил под руководством режиссёра П. С. Оленина и дирижёров Э. А. Купера и Е. Букке. Через много лет С. И. Зимин писал в мемуарах: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере „Борис Годунов“ знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы… Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо». В период сценической деятельности в Опере С. Зимина занимался вокалом с Ф. Канцель. Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука). Кроме того, молодого неопытного певца перегружали работой, от этой перегрузки страдал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия.

Одновременно В.Дамаев много концертировал (весной 1910 вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил концертное турне по Волге) и работал в нескольких частных антрепризах (принимал участие в спектаклях оперной труппы под управлением И. М. Лохвицкого-Ланского), с которыми гастролировал по России и за рубежом. Сам организовал оперную труппу в Нижнем Новгороде (весной 1916 была поставлена опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова).

В 1909, 1911, 1913 — принимал участие в «Русских сезонах» (в Париже и Лондоне) по приглашению С. Дягилева, который очень высоко ценил певца и называл его «русским Таманьо», там Дамаев в опере «Псковитянка» стал партнером Шаляпина, причем в первый раз приглашение от Дягилева последовало через месяц после того, как В. П. Дамаев впервые выступил на оперной сцене.

В 1911 году опубликовал мемуарную заметку «Как я сделался артистом» // Театр. 1911. № 979. С. 6—7.

Ежегодно устраивал концерты в московском Большом театре, готовил и проводил концерты старинной русской песни в различных организациях (в зале Дворянского собрания). После революции в 1917 году продолжал ту же концертную деятельность, но уже для красноармейцев.

В 1921—1922 — пел в опере «Наш театр».

В 1922—1924 — в театре «Аквариум». В 1926 г. возглавлял труппу «Аквариума». Одновременно принимал участие в спектаклях национализированного бывшего частного театра С. И. Зимина — «Свободной опере Зимина».

В 1928—1030 гг. — художественный руководитель и солист передвижной Московской областной оперы, с которой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле.

В концертной деятельности пел п/у М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, П. М. Славинского, Н. Черепнина.

Записывался на грампластинки (всего записал около 40 произведений) на московских студиях: «Бека», 1905; «Граммофон», 1910—1914; «Музтрест», 1910—13; «Пате»/Pathé, 1911; «Лирофон».

В 1922 году вынужден был оставить сцену. Другие источники называют 1930 год.

В 1931—1932 работал в Государственном Центральном Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

В. П. Дамаев похоронен на Преображенском кладбище.

Архивные материалы певца хранятся в ГЦММК, ф. 209, 100 ед. хр., 1895—1958.

На родине певца в кубанской станице Отрадной организован посвященный ему музей.

Сын: Дмитрий Васильевич Дамаев (1903—1988) — певец (тенор), солист Московского театра оперетты, затем Московской областной оперетты.

Дочь: Марина Васильевна Дамаева (1915—1982) — балерина московского Большого театра.

Творчество певца отмечали многие музыкальные деятели, А. В. Нежданова назвала В.Дамаева «блестящим русским певцом».

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008): «Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Не владея профессиональным актерским мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исполнения».

Музыкальная энциклопедия: «Дамаев обладал голосом большой силы, ровным во всех регистрах, прекрасной дикцией. Его игра отличалась искренностью, ярким темпераментом. Особенно близки его исполнительскому стилю были партии в русских операх» .

Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий.

  • 31 августа 1908 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Самозванец (дебют в Опере Зимина)
  • 1909 — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера — Вальтер Штольцинг
  • 1909 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 3-я ред. — Михайло Туча (первое исполнение оперы в Париже; в 1913 г. в его же исполнении опера прошла впервые в Лондоне)
  • «Жизнь за царя» М. И. Глинки — Богдан Собинин
  • «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова — Гвидон
  • 1911— «Долина» Э. д’Альбера — Педро (первая постановка в Москве)
  • 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского — Андрей Морозов
  • 1912 — «Тоска» Дж. Пуччини — Каварадосси
  • 1913 — «Девушка с Запада» Дж. Пуччини — Джонсон
  • 23 мая (5 июня) 1913 — «Хованщина» М. П. Мусоргского — Андрей Хованский (Париж, Театр Елисейских полей, п/у Э. А. Купера)
  • 18 июня (1 июля) 1913 — («Хованщина» М. П. Мусоргского — Андрей Хованский (театр «Друри-Лейн»).
  • 1914 — «Отелло» Дж. Верди — Отелло
  • 1915 — «Руфь» М. Ипполитова-Иванова, постановка П. С. Оленина — Рувим (первая постановка в Москве)
  • 1915 — «Иоанн Лейденский» («Пророк») Дж. Мейербера — Иоанн Лейденский
  • «Богема» Дж. Пуччини — Рудольф
  • 1917 — «Орестея» С. Танеева, постановка Ф. Ф. Комиссаржевского — Орест (первая постановка в Москве)
  • «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского — Торопка Голован
  • «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Садко
  • «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова — Левко
  • «Гугеноты» Дж. Мейербера — Рауль де Нанжи
  • «Кармен» Ж. Бизе — Хозе
  • «Аида» Дж. Верди — Радамес
  • «Паяцы» Р. Леонкавалло — Канио (среди партнеров М. Баттистини; но публика в этот раз аплодировала и требовала «бис» от Дамаева, и после спектакля Баттистини, которого называли «королем баритонов», подошел к В. П. Дамаеву и сказал: «Хорош русский тенор!»)
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Герман
  • «Юдифь» А. Серова — Ахиор
  • «Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Самсон
Владелец страницы: нет
Поделиться