Доберваль Жан

Доберваль Жан — Биография

Жан Доберва́ль (фр. Jean Dauberval, настоящее имя Жан Берше д’Оберваль (фр. Jean Bercher d'Auberval), 19 августа 1742, Монпелье — 14 февраля 1806, Тур) — французский танцовщик и балетмейстер, артист Королевской академии музыки (1761—1782), ученик Ж.-Ж. Новерра и последователь его реформ, создатель комедийного балета.

Доберваль был побочным сыном Этьена-Доминика Берше д’Оберваля (фр. Etienne-Dominique Bercher d’Auberval, 09 января 1725 — 05 августа 1800), актёра театра Комеди Франсез и драматурга, поэтому ребёнка с детства готовили к сцене. Он дебютировал в Турине в 1759 году на сцене театра «Реджио». Два года спустя, в 1761 году, впервые участвовал в спектакле Королевской академии музыки, выйдя в дивертисменте оперы Рамо «Заис». Год спустя, в 1762-м, Доберваль танцует в Штутгарте, где его замечает Новерр: балетмейстер даёт молодому танцовщику сольные партии в своих балетах. В 1963 году он опять в Париже, затем танцует в Лондоне на сцене Королевского театра, в начале 1764 года возвращается к Новерру в Штутгарт, но в конце года вновь появляется в Париже:

Господин Доберваль отсутствовал со времени пожара в Опере и теперь вернулся из своих странствий. Он появился, танцевал и вызвал общие аплодисменты. Путешествия ему не повредили. Он как будто приобрёл ещё больше блеска и лёгкости.

— Секретные мемуары Луиса де Башомона

В 1763 году Доберваль получил звание первого танцовщика, в 1771 — балетмейстера (Доберваль начал пробовать свои силы как хореограф в неполных 17 лет, на самой заре своей балетной карьеры).

11 июня 1778 участвовал в постановке Новерра «Безделушки» — единственном балете, написанном Моцартом.

Танцевал в Париже с первыми танцовщиками Королевской Академии музыки Теодор, Мари-Мадлен Гимар, Мари Аллар, Гаэтано и Огюстом Вестрис.

В 1781—1783 вместе с Максимилианом Гарделем возглавлял балетную труппу Королевской Академии музыки, сменив на этом посту Ж.-Ж.Новерра, оставившего должность в связи с интригами и неприятием его программ.

В 1783 году увольняется с поста директора балетной труппы (его служба танцовщика закончилась годом ранее, в 1782-м) и уезжает в Испанию. Вместе с ним Париж покинула Мари-Мадлен Крепе, выступавшая на сцене под псевдонимом Мадемуазель Теодор — в том же году они официально поженились.

В 1785 году Доберваль с женой перебрались в Бордо, где начали работать в Большом театре (фр. Grand Théâtre (Bordeaux)). Именно там полностью раскрылся его талант как балетмейстера и создателя жанра комедийного балета. В 1789 году он ставит свой самый известный балет — «Тщетная предосторожность» (оригинальное название — «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг». Премьера состоялась 1 июля 1789 года, за две недели до взятия Бастилии. Главные партии в балете исполняли сам Доберваль (по другой версии — Э. Юс) и его жена.

Следующей постановкой Доберваля стал спектакль «Национальный балет» — далёкий от политических веяний и революционных идей балетмейстер привычно декларировал верность королю и королеве, не разобравшись, что настало время новых политических порядков; в результате балетный спектакль был расценён как измена революционному движению. Опасаясь расправы якобинцев, Добервалю с супругой пришлось бежать в Англию. В Лондоне он вновь повторил «Балет о соломе» (партию Лизы исполняла его жена, в роли Колена выступил Шарль Дидло).

Вскоре Мари-Мадлен умерла. Точно неизвестно, случилось ли это в Англии или во Франции, в Оденже, дата её смерти варьируется от 1796 до 1798. Это горе тяжело подействовало на балетмейстера, он больше не смог работать. К тому же, новая эпоха требовала совсем иной эстетики. Доберваль поселился в Туре, небольшом провинциальном городке, где и скончался 14 февраля 1806 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться