Косневич Анатолий Яковлевич
Косневич Анатолий Яковлевич

Косневич Анатолий Яковлевич — Биография

Родился в Орле, в семье служащего. Мать умерла, когда он был ещё совсем маленький. Жил с отцом и мачехой, но долгое время считал, что именно она его мать.

С 1939 г. по октябрь 1941 проживал в г. Мценске Орловской области. С января 1942 г. по декабрь 1945 г. жил в Сорочинске Чкаловской области.

С декабря 1945 г. по декабрь 1946 г. жил в г. Мичуринске Тамбовской области.

В г. Тамбове проживал с декабря 1946 г. В 1946 г. закончил 7 классов и поступил в тамбовскую фармацевтическую школу, которую закончил в 1952 г.

С сентября 1952 г. по февраль 1954 г. учился на заочном отделении тамбовского пединститута на факультете литературы.

После ухода из пединститута по семейным обстоятельствам, готовился к поступлению в Московский литературный институт. С июня по декабрь 1857 г. работал внештатным литературным сотрудником при редакции газеты «За урожай» Тамбовского района. В декабре 1957 г. поступил фасовщиком на центральный аптечный склад тамбовского аптечного управления. В январе 1958 г. был назначен ассистентом хирургического отдела, проработав в этой должности до июня 1960 г. С января по май месяц 1961 временно работал в тамбовском медучилище в библиотеке, по штату значился электромонтером.

Тягу к сочинительству почувствовал ещё в школьные годы.

После школы учился на историко-филологическом факультете Тамбовского государственного педагогического института (ныне Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина).

Несмотря на то, что по первой приобретённой специальности Косневич — фармацевт, он остался верен литературе.

Работал фармацевтом. Первый рассказ опубликован в 1970 г. в газете «Комсомольское знамя». Участник I Всероссийского семинара молодых писателей в Москве в 1976 г. Пишет для детей школьного возраста и для взрослых читателей.

Первая книга «У весны голубые крылья» вышла в Воронеже в 1981 г. Автора волнуют проблемы становления характера подростка, формирование его мировоззрения и чувство ответственности за свои поступки. Несколько рассказов в книге посвящены теме Великой Отечественной войны — времени, когда дети рано взрослели и вместе со всеми мужественно переносили тяготы военных лет. Одновременно с детской тематикой Анатолий Косневич продолжал глубоко разрабатывать детективный жанр, в котором, начиная с 1990-х годов, значительно преуспел. В Тамбове у него вышли книги «Портрет неизвестного со шпагой» (1990), «Похищенная корона» (1996), «Злые чары» (1998). Десять раз Анатолий Яковлевич был победителем конкурсов Тамбовского управления внутренних дел на лучшее произведение о работниках милиции.

«В безбрежном мире детективной прозы книжка Косневича для нас — островок примечательный хотя бы уж тем, что на Тамбовщине этот автор как бы родоначальник жанра, — пишет журналист Н. Кулин. — Все четыре повести выдержанны именно в рамках канонического детектива: есть преступление, есть розыск, наконец — обнаружение преступника.

Одним словом как в старой детской игре говорится Сыщик, ищи вора!. И в эту игру А. Косневич играет увлеченно, пытаясь и читателя заинтриговать.

Автора, по прочтении всей книжки, интересуют, главным образом не герои, а процесс поиска преступника — так называемая погоня, разгадка преступления и его обстоятельств.

Детективу присущ счастливый конец. И в этом Косневич своих читателей не обманул. Не обманули в другом: напряжение повести постоянно, вплоть до развязки, возрастает, читается она с интересом.

У повестей Косневича не отнять внутреннего динамизма. Искусством сжимать до предела фабульную пружину он владеет неплохо.

Кроме того, у этих повестей своя стилистика: в меру лирики, в меру легкой иронии.

Серьёзный элемент стилистики — некий романтический настрой положительных героев, о чем свидетельствует их настроение в краткие минуты досуга — тоже, кстати сказать, классическая традиция.

Впоследствии Анатолий Косневич продолжил работу в жанре детектива. Им написано более сотни рассказов, которые распределились по циклам: „Расследует Скребнев“, „Расследует Буров“ и „Расследует Мячов“. Все три героя прозаика занимаются одним делом — расследуют преступления. Но уж очень отличаются их методы ведения дел. Да и характеры персонажей весьма непохожи друг на друга. В этом бесспорно заслуга автора, который стремится в своих циклах отразить всю палитру деятельности различных детективов. Зачастую Косневич преподносит похождения своих героев с долей иронии. Но даже выводя их неблаговидные поступки, старается уж совсем не очернять их образы. Ведь все равно они способны и на сочувствие и благородство.

Бесспорно, интересны и автобиографические рассказы Анатолия Косневича в сборнике „Опасное сходство“. Прозаик описывает события своего военного детства и юношеского периода жизни, пришедшегося на нелегкие послевоенные годы. Не впадая в крайности, автор простым и ясным языком излагает детские переживания. Причем без всякой пафосности и назидания рассказывает о нравственном становлении личности на примере порой бытовых непритязательных ситуаций, в которые попадает большинство мальчишек.

Во многих же рассказах Косневича за внешней простотой ситуаций и характеров скрываются совсем не простые судьбы людей, их неоднозначный внутренний мир. Ключевым с этой точки зрения видится рассказ Прикосновение к земле. Его лейтмотив — человек должен всегда оставаться человеком — во все времена был актуальным, а в наше жесткое, слишком прагматичное время звучит особенно злободневно». В 2004 году Анатолий Косневич выпустил два сборника детективных рассказов для подростков — «Опасное сходство» и «Следы фантомаса». Пишет он и лирические повести и рассказы, которые вошли в книги «Стрельба вишнёвыми косточками» и «Пик льва» (обе — 2005); с 2006 по 2009 год изданы девять книг Анатолия Косневича. В свой юбилейный год Анатолий Яковлевич подготовил к изданию две книги повестей и рассказов.

В сентябре Анатолию Яковлевичу становится плохо, и после двух недель, проведенных в больнице, он умирает. Похоронен на Петропавловском кладбище города Тамбова.

Владелец страницы: нет
Поделиться