Горский Александр Васильевич
Горский Александр Васильевич

Горский Александр Васильевич — Биография

Александр Васильевич Горский (16 августа 1812, Кострома — 11 октября 1875, Сергиев Посад) — священник Русской православной церкви, русский церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной Академии (1862—1875).

Родился в Костроме в семье профессора семинарии, ставшего потом священником, кафедральным протоиереем. В 1828 году переведен (в 16 лет, минуя богословский класс) из костромской семинарии в Московскую Духовную Академию.

В 1860 году митрополитом Филаретом (Дроздовым), без сношения со Святейшим синодом, рукоположён целибатом в священный сан на основании примеров древней Церкви. Так в русской Церкви с Горского началась практика целибатного священства. В тот же год получил звание протоиерея.

В 1862 году назначен ректором Академии; в 1865 году получил степень доктора богословия, в 1867 — степень доктора русской истории. Современников удивляла колоссальная образованность Горского, осведомлённость в разных областях знаний, но особенно в богословии; его называли «исполином знания» и «великаном русской науки».

Время не благоприятствовало тому, чтобы Горский высказался весь в своей системе научного миросозерцания, во всей широте своих познаний. Митрополит Филарет, зорко следя за академической жизнью и мыслью, будучи богословом-догматистом, не сочувствовал церковно-исторической постановке богословского образования, представителем которого был Горский. Горский, поэтому, остерегался писать и оставил сравнительно мало печатных трудов; притом большая часть их написана по поручениям. По поручению митрополита Филарета Горский, в 1849 году, предпринял, вместе с К. И. Невоструевым, известнейший труд свой: «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки». Горскому принадлежала учёная редакция труда и руководительство своим сотрудником, сначала неопытным. Некоторые важные отделы написаны самим Горским. Он трудился над описанием 13 лет, до назначения ректором Академии, но не оставлял своей помощью Невоструева и после, когда тот один вел дело. Учеными описателями был сделан ряд открытий в области не только древней славяно-русской, но и греческой, древнехристианской литературы. «Описание» не было окончено; появилось в печати только пять томов, шестой, совершенно готовый, не издан, значительная часть тетрадей растеряна.

Все остальные труды Горского отличаются полнотой материала, объективностью построений, крайней осторожностью в выводах, сжатостью, точностью и простотой стиля. Его исследования по русской и южно-славянской истории, которой он занимался с особенной любовью, почти все составлены по рукописным источникам и до сих пор сохранили большое значение. В небольших статьях, обычно без подписи, Горский опубликовывал свои открытия в указанных областях. Лекции Горского отличались новизной материала и строгостью метода. С характером их можно познакомиться по его курсу «История евангельская и церкви апостольской», изданному два раза. Горский и Филарет Гумилевский произвели переворот в учебной постановке дух. академий и на самое видное место поставили историю. Проводником нового научного направления был журнал «Прибавления к Творениям св. отцов», основанный в 1843 году; Горский был одним из редакторов журнала и самым деятельным его сотрудником. Проводником нового направления в академическую среду был один Горский. К Горскому обращались за указаниями и советами такие ученые, как Погодин, Срезневский, Сухомлинов, Бодянский; другие работали при помощи Горского (А. Н. Муравьев, Савва, впоследствии тверской, гр. М. В. Толстой, Филарет Гумилевский).

Владелец страницы: нет
Поделиться