Квасников Александр Васильевич
Квасников Александр Васильевич

Квасников Александр Васильевич — Биография

Алекса́ндр Васи́льевич Ква́сников (1892—1971) — российский учёный в области космических и авиационных двигателей, один из создателей МАИ и организаторов становления и развития авиационной и ракетной техники в СССР. Открыл явление резкого увеличения тяги пульсирующим реактивным выхлопом при эжектировании воздуха.

  • Окончив реальное училище, плавал стажёром на волжских судах.
  • 1912 — учёба в МВТУ, 2 курса. Посещал занятия научного кружка Н. Е. Жуковского.
  • 1914 — ушёл вольноопределяющимся в лётную школу, затем на фронт.
  • 1916 — военный лётчик, прапорщик. Награжден 4-мя или 6-ю боевыми орденами. Впервые на самолете «Ньюпор» установил зажигательные ракеты, которыми сбил немецкий аэростат.
  • 1917 — демобилизация, переезд в Томск, учёба в Томском технологическом институте.
  • 1918 — выпускник ТТИ.
  • 1922 — преподаватель на кафедре теплосиловых установок у профессора И. Н. Бутакова,
  • 1927 — после отъезда Бутакова в Москву стал заведующим кафедрой, профессор. Создал лабораторию лёгких двигателей. По утверждению сына, вместе со своими учениками создал в мастерских лаборатории двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Этот двигатель был установлен на одноместном самолете-моноплане (либо двухместной авиетке), созданном руками студентов и преподавателей института. По другим источникам, группа Квасникова изготовила только корпус самолёта, а двигатель изготовила группа профессора Г. В. Трапезникова.
  • 1927, 17 августа — успешный полёт этого первого в стране аэроплана с отечественным двигателем. Испытания на левом берегу Томи напротив Лагерного сада.
  • 1931 — вместе со своими учениками и студентами переведён в Москву и назначен руководить работами по авиамоторной специальности в только что созданном МАИ. Активное участие в строительстве моторного факультета на новой площадке МАИ у села Всехсвятского и дачно-строительного кооператива художников «Сокол».
  • Позже — руководство кафедрой авиадвигателей, из которой впоследствии образовалась кафедра теории авиадвигателей (ТАД), уделявшей большое внимание сложным комбинированным двигательным установкам, системам с газотурбогенераторным наддувом, реактивным выхлопным патрубкам, насадкам с подсосом воздуха для увеличения реактивной тяги. Впоследствии одна из этих работ в соавторстве А. В. Квасникова получила свидетельство на открытие.
  • 1945 — научный руководитель Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС) МАИ.
  • 1953 — перестройка кафедры с поршневой на ракетную тематику
  • 1958 — доктор технических наук
  • 1960 и далее — регулярные семинары по космическим электроракетным двигателям в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова, в отделе плазменных исследований (ОПИ) (ныне — Институт ядерного синтеза).
  • 1962 — создание новой кафедры № 208 – электроракетных двигателей и энергетических установок под руководством А. В. Квасникова и при строительстве 7-го корпуса МАИ создана производственная база для научных работ по космическим двигателям и энергосиловым установкам. Премия Совета Министров СССР.
  • 1964, 18 декабря — впервые в мире успешно испытаны импульсные плазменные двигатели – на КА «Зонд-2», на расстоянии 5400000 км от Земли, на траектории полета к Марсу.
  • 1971 — Похоронен на Введенском кладбище Москвы.
Владелец страницы: нет
Поделиться