Беляков Ростислав Аполлосович
Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович — Биография

Ростислав Аполлосович Беляков (4 марта 1919, Муром, Владимирская губерния — 28 февраля 2014, Москва) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна.

Доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени (1952) и Государственной премии СССР (1988).

Родился в городе Муром Владимирской губернии в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича (1892—1970) и крестьянки Анны Николаевны (1895—1924).

В 1936 году окончил среднюю школу, а в 1941 году — Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.

В молодости занимался лыжным спортом. Трёхкратный чемпион СССР по горнолыжному спорту (1940, 1944, 1945 — скоростной спуск), рекордсмен СССР по прыжкам на лыжах с трамплина. В 1940 году спустился на лыжах с восточных склонов горы Эльбрус. В период с ноября 1936 по июнь 1941 года работал тренером по лыжам в ДФК общества «Крылья Советов».

На основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года была присвоена квалификация инженера-механика по самолетостроению, после чего был направлен на авиазавод № 1 им. Авиахима в Особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора Артёма Ивановича Микояна (позже — Особое конструкторское бюро ОКБ-155).

В августе 1941 года начал работать конструктором в отделе вооружения, а затем был переведён в бригаду шасси и управления, где ему поручили разработку средств механизации крыла. Вместе с заводом ОКО в октябре 1941 года был эвакуирован в Куйбышев.

В марте 1942 года из-за организации самостоятельного опытного завода № 155 (ОКБ-155) во главе с Артёмом Микояном был переведён на это предприятие инженером-конструктором 2-й категории, а в октябре 1943 года становится инженером-конструктором 1-й категории.

В июле 1945 года был назначен заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946 года Ростислав Беляков возглавил этот сектор, а с февраля 1947 года руководил бригадой шасси.

В августе 1952 года был назначен ведущим конструктором-начальником бригады, а в феврале 1955 года в этой же должности возглавил бригаду общих видов.

Приказом МАП от 15 июня 1957 года Ростислав Беляков был назначен заместителем главного конструктора по системам управления, а уже с июля того же года работал заместителем главного конструктора — начальник отдела управления. На этом посту решал проблемы, связанные с созданием систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По инициативе и под непосредственным руководством конструктора был создан лабораторный комплекс по исследованию и предполетным ресурсным испытаниям систем управления. Также была создана стендовая и лабораторная обработки этих систем в условиях серийного завода, которое позволило значительно повысить надёжность и безаварийность эксплуатации.

Приказом ГКАТ от 9 марта 1962 года был назначен первым заместителем Генерального конструктора. В этой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов для различных целей, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков.

С 1969 года, в связи с болезнью Артёма Микояна, исполнял обязанности Генерального конструктора.

Приказом МАП от 10 августа 1970 года Ростиславу Белякову была присвоена 2-я степень главного конструктора. Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971 года был утверждён в должности Генерального конструктора. А приказом МАП от 12 марта 1971 года присвоили 1-ю степень главного конструктора. В том же году за выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР был награждён именными часами.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года и 23 декабря 1982 года Белякову Ростиславу Аполлосовичу дважды присваивалось звание Герой Социалистического Труда.

26 ноября 1974 года был избран членом-корреспондентом, а 29 декабря 1981 года — действительным членом (академиком) АН СССР.

Из-за реорганизации Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» им. А. И. Микояна и Московского авиационного производственного объединения в связи с распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1995 года был назначен Генеральным конструктором МАПО «МиГ».

После реорганизации МАПО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а также из-за состояния здоровья в сентябре 1997 года был переведён на должность советника Генерального конструктора АНПК «МиГ» им. А. И. Микояна, совмещая при этом и должность председателя Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени А. И. Микояна.

Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Аджарской АССР.

Скончался 28 февраля 2014 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с супругой и сыном.

Владелец страницы: нет
Поделиться