Ипатий Поцей
Ипатий Поцей
12.08.1541 — 18.07.1613

Ипатий Поцей — Биография

Ипатий Потий (Поцей; имя при рождении Адам Львович Тышкович; 12 апреля 1541, Рохачи, Брестский повет, Речь Посполитая — 18 июля 1613, Владимир-Волынский) — государственный и церковный деятель Речи Посполитой. Писарь земский, затем судья земский брест-литовский (1580), каштелян берестейский (1588—1593), епископ владимирский и брестский (1593—1599), богослов, писатель-полемист, активный сторонник заключения Брестской унии. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1599—1613).

Представитель литовского шляхетского рода Поцей герба «Вага». Родился в Рохачах, старший сын дворянина и писаря королевского Льва Патеевича Тышковича (ум. 1550), придворного польской королевы Боны, и Анны Лозы. Получил очень хорошее образование, сначала в кальвинистской школе, устроенной кн. Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к кн. Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Адам стал кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. Поцей вернулся к православию и оставил службу у кн. Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожского. В 1580 г. получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные массово переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформацией, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божией», написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с Римской церковью, увлекла очень многих и в том числе Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. он овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Ещё за два года до этого он вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий вместе с Кириллом Терлецким, епископом Острожским, отправился в Рим с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Он горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях Ипатий обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Поцей успешно использовал свои литературные таланты. С этой целью Ипатий издал в 1595 году брошюру «Уния, альбо Выклад преднейших артикулов к зъодноченью Греков с костелом Римским належащих», в 1608 г. — «Гармонию, альбо Согласие веры, сакраментов и церемоний святыя Восточныя Церкви с костелом Римским», в 1598—1600 гг. три раза издавал составленное по его поручению сочинение «Антиррисис», в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти И. в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Особенным богословским содержанием отличается его ответ (Respons) Александрийскому патриарху Мелетию (Пигасу). Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Похоронен в крипте Успенского собора во Владимире-Волынском.

Владелец страницы: нет
Поделиться