Харчевин Фёдор Павлович
Харчевин Фёдор Павлович
19.02.1901 — 28.05.1969

Харчевин Фёдор Павлович — Биография

Фёдор Павлович Харчевин (1901 — 1969) — участник Великой Отечественной войны, Фёдор Павлович|Великой Отечественной войны, начальник инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, полковник. Герой Советского Союза.

Родился 19 февраля 1901 года (по другим данным в 1900 году) в селе Старое Тонино в крестьянской семье. Русский.

Окончил начальное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1919 года. В Красной Армии с 1919 года.

Участник Гражданской войны. В 1935 году окончил Военную инженерную академию.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Участвовал в боях в районе города Козельска, в Острогожско-Россошанской, Харьковской оборонительной и наступательной операциях в составе войск Западного и Воронежского фронтов.

До конца Великой Отечественной войны полковник Фёдор Харчевин участвовал также в таких известных наступательных операциях советских войск, как: Проскуровско-Черновицкая, Львовско-Сандомирская, Сандомирско-Силезская, Берлинская и Пражская.

После войны генерал-майор инженерных войск Ф. П. Харчевин был начальником инженерных войск Дальневосточного военного округа.

В 1966 году уволился в запас, жил в г. Хабаровске. Затем — в Москве.

Умер 28 мая 1969 года. Похоронен в Одессе на 2-м Христианском кладбище.

Подвиг

…Шел 1943 год. 22 сентября части 3-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П. С. Рыбалко вышли к Днепру в районе Великого Букрина.

Начальник инженерных войск армии гвардии полковник Ф. П. Харчевин подошёл к реке, покачал головой, смотря на её ширину, и, достав из планшета бумагу, начал быстро что-то записывать.

— Да, придется всем нам изрядно потрудиться над сооружением мосточка, — произнес он, обращаясь к командирам саперных батальонов, стоявшим с ним рядом.

— Здесь, товарищ полковник, не мосточек, а мостище надо строить, — ответил один из комбатов. — Да хорошо бы его как-то замаскировать, чтобы гитлерюги не увидели и не разбомбили.

Идея смелого и стремительного форсирования Днепра овладела всеми советскими воинами от солдата до генерала. Работали и днем и ночью. Надо было спешить, чтобы помочь стрелковым частям, форсировавшим Днепр с ходу и захватившим на правом берегу плацдармы, на которых завязались кровопролитные бои. Каждый переправленный на правый берег танк вступал немедленно в бой. Так продолжалось несколько дней. (Впоследствии танковая армия П. С. Рыбалко была переброшена на Лютежский плацдарм и принимала участие в освобождении Киева).

…Авиация гитлеровцев с рассвета и до вечерних сумерек бомбила переправы через Днепр, уничтожала паромы, наплавные мосты… Надо было что-то придумать. И вот… Несколько дней саперы Харчевина целыми ночами «плавали» по Днепру.

Заколачивали сваи, привозили какие-то паромы и спускали их на воду. Настил моста закрепляли под поверхностью воды. Сверху никакие вражеские разведчики увидеть его не могли. Подводный мост! Это была воплощенная в жизнь идея полковника Харчевина.

Владелец страницы: нет
Поделиться