Станкявичюс Римантас Антанас
Станкявичюс Римантас Антанас
26.07.1944 — 09.09.1990

Станкявичюс Римантас Антанас — Биография

Ри́мантас Анта́нас Станкя́вичюс (лит. Rimantas Antanas Stankevičius); 26 июля 1944, Мариямполе, Литва — 9 сентября 1990, Сальгареда, Италия) — заслуженный лётчик-испытатель СССР (04.10.1989), подполковник, космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова.

Родился в оккупированном нацистской Германией Мариямполе 26 июля 1944 года, за пять дней до освобождения города частями Советской армии.

В Советской Армии с 1962 года.

В 1966 году окончил Черниговское ВВАУЛ.

Служил в строевых частях ВВС. Участник боевых действий в Египте с марта 1971 года по апрель 1972 года. Совершил 25 боевых вылетов. Был награжден орденом Красной Звезды (27.06.1972).

Инструктор в Центре боевого применения ВВС в городе Мары (Туркмения).

С 1973 года - в запасе.

В 1975 году окончил Школу летчиков-испытателей.

С мая 1975 года - на испытательной работе в Летно-исследовательском институте в городе Жуковский Московской области.

Провел ряд испытательских работ на самолетах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолетов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолета ближнего воздушного боя, можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полетами Станкявичюса. Провел испытания МиГ-29 на штопор.

12 июля 1977 года был зачислен в первую группу советских космонавтов, готовившихся к полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран».

В 1980 году окончил Центр подготовки космонавтов.

С 1980 - космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), заместитель начальника ОКПКИ с 1988 года.

Была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к полетам на многоразовом космическом корабле "Буран". Первоначально в нее вошли пять человек: И.Волк, А.Левченко, Р.Станкявичюс, О.Кононенко и А.Щукин. По программе подготовки проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащенных системой управления "Бурана". Летная подготовка являлась одним из основных разделов для космонавтов-испытателей и велась по направлениям специальной летной подготовки и профессиональной. Специальная - это стенды, летающие лаборатории от истребителей до Ту-154, который заставили летать, как истребитель, а профессиональная подготовка - это практическая испытательная работа по тематике ЛИИ. Освоение профессии космонавта-испытателя проходило без отрыва от работы летчика-испытателя. Попутно разрабатывался метод текущего контроля уровня подготовленности летчика в количественных показателях, учитывающих качество выполнения режимов, их сложность, уровень напряженности летчика, экспертную оценку инструктора и многое другое. Полеты Станкявичюса на уникальном "Буране" и всех его товарищей по отряду Игоря Волка - вершина профессии испытателей.

В качестве второго пилота участвовал в первом полете "Бурана" на горизонтальных летных испытаниях (10.11.1985), его первой автоматической посадке (10.12.1986), и его первом полностью автоматическом полете (23.12.1986). Ряд полетов выполнил командиром "Бурана".

Совершил 14 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16 февраля 1987 года.

4 октября 1989 года присвоено почетное звание Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия), похоронен в Каунасе (Литва). В его честь, в Жуковском, бывший Пионерский проезд переименован в проезд Станкявичуса.

Владелец страницы: нет
Поделиться