Лазарь (Журбенко)

Лазарь (Журбенко) — Биография

Лазарь (в миру Фёдор Иосифович Журбенко; 10 февраля 1931, хутор Любович (ныне Валуйский район, Белгородская область) — 30 июня 2005, Великий Дальник, Беляевский район, Одесская область, Украина) — деятель катакомбной церкви, основатель «Русской Истинно-Православной Церкви», также служил в РПЦЗ и РПЦ.

Молодые годы

О детских годах Фёдора Журбенко известно немного. Родился он в 1931 году, «в семье казаков» (возможно, слободских). Во время Голодомора 30-х годов осиротел: мама умерла от голода, родители матери были сосланы в Сибирь, где вскоре погибли. Можно предположить, что 2-летний Федя был взят на воспитание родственниками или друзьями семьи, которые преподали ему некоторые основы православного вероучения. Однако, систематического образования — ни церковного, ни светского — Журбенко не получил…

В 15-17-летнем возрасте (1946—1948) служил алтарником и, согласно его рассказам, общался с представителями Катакомбной Церкви. Как утверждал сам Журбенко, он в 1947 году (в возрасте 16 с половиной лет) был катакомбным иеросхимонахом Феодосием (Кашиным) тайно пострижен в иночество с именем Феодосий.

Достоверно известно, что 24 марта 1950 года Фёдор, подозреваемый в принадлежности к Катакомбной Церкви, был арестован вместе с Антонием (Голынским) в Балашове Саратовской области и проходил с ним по одному делу. Как утверждал Антоний (Голынский), сдал его в КГБ… сам Журбенко. Впоследствии Голынский запрещал своим духовным чадам иметь общение с ним. 13 января 1951 году Журбенко бы осуждён ОСО при МГБ СССР на 10 лет лишения свободы за «участие в антисоветской церковной организации». Срок наказания отбывал в Карагандинском лагере. Есть сведения, что в этот период он тайно окормлялся у «мечёвца» Владимира Криволуцкого, отбывавшего срок там же.

В лагере он был направлен в медицинский специзолятор тюремного типа, где ему поставили диагноз «шизофрения параноидальной формы сексуального уклона (педерастия)». В 1955 году Журбенко был амнистирован. После освобождения некоторое время проживал в Глинской пустыни, не прекращая, по его собственным словам, поддерживать общение с «Катакомбной церковью».

В 1962 году Фёдор Журбенко, через жившего на Афоне архимандрита Евгения (Жукова), установил переписку с иерархом РПЦЗ, архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем). При этом Журбенко сообщил ему, что в СССР настоящих катакомбных архипастырей больше не осталось и священного сана получить неоткуда. Леонтий посоветовал ему принять священство у «сергиан».

Начало церковной карьеры в РПЦ

По благословению архиепископа Леонтия, Журбенко в 1971 году был рукоположён во диакона и священника архиепископом Русской православной церкви Вениамином (Новицким). Что примечательно: но не как монах Феодосий (коим он пребывал с 16-летнего возраста, если верить позднейшему «признанию» Журбенко), — но как мирянин Фёдор!. В таковом качестве Журбенко легально прослужил около 2-х лет в Читинской епархии. Затем скрылся и перешёл на нелегальное положение. Совершал служение в тайных катакомбных общинах. При этом многие катакомбные священники старого поставления не желали иметь общения с Фёдором Журбенко, считая его провокатором от КГБ.

В начале 1970-х годов Фёдор Журбенко начал общаться с «диссидентскими кругами» в Москве, где он познакомился с клириком Димитрием Дудко, через которого «навёл мосты» с заграницей.

В 1975 году Журбенко принял тайный монашеский постриг (то есть постриг в мантию) с именем Лазарь.

Пребывая и далее на нелегальном положении, Лазарь Журбенко окормлял тайные катакомбные общины на территории СССР. Провёл целый ряд тайных монашеских пострижений.

В конце 1980 года Лазарь (Журбенко) обратился с прошением принять его в число клириков Западно-европейской епархии РПЦЗ. Архиепископ Антоний (Бартошевич) удовлетворил это ходатайство и 11 января 1981 года в Крестовоздвиженском соборе Женевы архиепископ Русской Зарубежной Церкви заочно совершил возведение иеромонаха Лазаря в сан архимандрита.

Епископ РПЦЗ

10 мая 1982 года, на основании постановления Архиерейского Собора РПЦЗ от 10/23 октября 1981 года, Лазарь был тайно рукоположен епископом Ментонским Варнавой (Прокофьевым) (РПЦЗ) во епископа Тамбовского и Моршанского… на квартире уже «раскаявшегося» перед КГБ священника РПЦ МП Димитрия Дудко. РПЦ не признала этого рукоположения, так оно было сделано одним епископом, что является нарушением первого правила святых апостолов. Также и не все катакомбные общины согласились признать епископа Лазаря своим главой. Епископ Лазарь много ездил по территории СССР, посещая катакомбные общины, где тайно служил по ночам и совершал таинства. К Лазарю присоединились некоторые катакомбные общины на Кубани, Украине, в Центрально-Чернозёмной части России, Северном Кавказе, Белоруссии, Сибири, Казахстане, Башкирии и других регионах.

В начале 1990 году Лазарь посетил Архиерейский Собор РПЦЗ в Нью-Йорке, где выступил с докладом об Истинно-Православной Церкви на Родине и сослужил с карловацкими иерархами, а затем побывал в Джорданвилле. В своих докладах Лазарь (Журбенко) настаивал на неканоничности катакомбных иерархий, ведущих своё преемство от Геннадия (Секача), Алфея Барнаульского, а также дал негативные показания о хиротонии своего давнего недруга Антония (Голынского). В итоге, всем катакомбникам в целях единения было предложено перейти под омофор епископа Лазаря, а клирикам исправить свои хиротонии, или же представить документы, свидетельствующие о законности их поставления. Поскольку тайная хиротония епископа Лазаря в 1982 году была совершена одним архиереем, то на Соборе РПЦЗ в феврале-марте 1990 года над ним была соборно совершена дополнительная хиротесия как восполнение хиротонии, совершенной одним епископом. Таким образом Лазарь стал каноничным епископом РПЦЗ.

К концу 1990 года Архиерейский Синод РПЦЗ благословил Епископу Лазарю выйти из подполья и приняться за формирование легальных Епархиальных структур. Прежде чем принять такое решение, Владыка Лазарь в том же 1990 году провёл, как он выразился, «Совещание Российского духовенства». После чего в «Экспресс-Хронике» Александра Подрабинека появилось объявление о легализации Катакомбной церкви и её превоиерарха Лазаря, впрочем без каких бы ни было ссылок на Архиерейский Синод РПЦЗ.

В том же году из Московского Патриархата в РПЦЗ переходит архимандрит Валентин (Русанцов), назначенный Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.

Архиепископ Лазарь

В 1991 году было осуществлено решение Архиерейского Синода РПЦЗ по объединению российских истинно-православных христиан в рамках РПСЦ; архиепископом РПСЦ стал Лазарь. После распада СССР юрисдикция архиепископа Лазаря пополнялась православными общинами, «распознавшими пагубу сергианства» и таким образом вышедшими из юрисдикции Московского Патриархата, а также новообразованными. Примечательно, что осенью 1991 года Лазарь (Журбенко) сделал заявление совсем не в духе РПЦЗ, озвученное по центральному ТВ: «Катакомбная церковь готова предоставить Эриху Хонеккеру убежище в одном из тайных монастырей». Около того же времени Лазарь дал интервью газете Александра Проханова, «День», где употребил (говоря о своих личных врагах) такой абсолютно нехристианский термин, как «кармическое возмездие»…

Усиление позиций РПСЦ и неизбежные трения с руководством РПЦЗ дали архиепископу Лазарю (Журбенко) в 1991 года возможность и повод совершить попытку раскола с Синодом РПЦЗ. Однако, епископ Валентин (Русанцов) тогда не поддержал его начинаний — и Лазарь был вынужден вернуться в подчинение Синоду, выдвинув при этом множество обвинений руководству РПЦЗ и лично Первоиерарху Виталию (Устинову). В 1992 года Лазарь рукоположил национал-экстремиста Александра Баркашова в иподиаконы. А в своих пропагандистских листках повёл подспудную кампанию против Русской православной церкви заграницей, распространяя заявления о греховности эмигрантского пути: «Кто-то от креста ушёл на Запад!»

В 1993 году Лазарь выступил с докладом к Синоду, в котором обвинил РПЦЗ в открытии приходов на территории бывшего СССР, высокомерно объявив себя единственным и последним епископом катакомбной Церкви, для которого РПЦЗ является лишь «церковью-сестрой», не имеющей права вмешиваться в дела его катакомбной церкви. Синод РПЦЗ опроверг это его мнение тем, что он получил апостольское преемство от Зарубежной Церкви и сама РПЦЗ всегда рассматривала себя частью Российской Церкви, временно вынужденной находиться за пределами своей канонической территории — России — на автономных началах.

В мае 1993 году Журбенко заявил об автономии возглавляемых им общин под именем Русской Истинно-Православной Церкви и перевел их на легальное положение. Центром новой православной деноминации стала Одесса (Украина), что послужило началом нового раскола с Зарубежной Церковью.

В марте 1994 году Журбенко провёл в Суздале съезд, на котором совместно с обвинявшимся в содомии епископом Валентином (Русанцовым), объявил об отделении от Зарубежной Церкви и создании нового Церковного органа — Временного Церковного Управления Российской Церкви, — за что оба были отправлены Синодом РПЦЗ на покой. В цареконстантиновском соборе они рукоположил новых епископов: Агафангела (Пашковского), Феодора (Гинеевского) и Серафима (Зинченко). Лазарь (Журбенко) объявил свою новую юрисдикцию «матерью-церковью», перед которой РПЦЗ должна находиться в подчинённом положении. В 1994 году раскол между РПСЦ и РПЦЗ удалось временно преодолеть. В 1995 году отношения двух церквей вновь обострились, архиеп. Лазарь, еп. Валентин и новорукоположенные епископы были запрещены в священнослужении, с угрозой быть лишёнными сана, после чего архиеп. Лазарь и еп. Агафангел вернулись с покаянием в РПЦЗ. В 1998 году общины архиепископа Лазаря были зарегистрированы в России как РИПЦ («Русская Истинно-Православная Церковь»).

Однако, руководство РПЦЗ пошло в 2000 году на сближение с РПЦ, что не встретило понимания в РИПЦ. В 2001 году в Воронеже состоялось совещание Российских приходов РПЦЗ с участием архиепископа Лазаря, епископов Вениамина, Агафангела и десятков священников Российского духовенства РПЦЗ. Совещание поддержало антисергианскую фракцию в РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием, которая уже в 2001 году оформилась в отдельную деноминацию РПЦЗ (В). Архиепископ Лазарь признал юрисдикцию митрополита Виталия. Однако, в 2002 году в Воронеже был созван 2-й съезд Российского духовенства РИПЦ, на котором был осуществлен фактический разрыв с РПЦЗ (В) (при сохранении поминания митрополита Виталия) и были осуществлены, без ведома митрополита и Синода, новые хиротонии и открыты епархии на Новгородчине (епископ Дионисий), в Белоруссии (епископ Гермоген), Казахстане (епископ Ириней) и Сибири (епископ Тихон). За что архиеп. Лазарь вновь был запрещён в священнослужении и объявлен ушедшим в раскол. Позже митрополит Виталий (столь долго терпевший журбенковские художества) дважды письменно заявил о том, что с расколом архиепископа Лазаря не имеет никакого молитвенного общения.

Схима и смерть

29 июня, в день памяти преподобного старца схиархимандрита Моисея Оптинского, Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Архиепископом Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени.

30 июня 2005 года, во время соборного служения Чина на разлучение души от тела многогрешный Схи-Архиепископ Лазарь скончался в своей резиденции в селе Великий Дальник под Одессой. Есть сведения, что он умер вследствие заражения гепатитом, при обследовании в больнице по поводу обострения сахарного диабета. Из-за чего развилась водянка, гангрена конечностей.

Владелец страницы: нет
Поделиться