Шухов Владимир Григорьевич
Шухов Владимир Григорьевич

Шухов Владимир Григорьевич — Биография

Влади́мир Григо́рьевич Шу́хов (1853—1939) — русский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии (1929), Герой Труда (1932). Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов (1878) и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931). Внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.

В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.

Владимир Григорьевич Шухов родился в г. Грайворон в небогатой семье. Отец, Григорий Петрович Шухов, окончил юридический факультет Харьковского университета и уже в 29 лет он был произведён в титулярные советники и получил бронзовую медаль на Владимирской ленте за заслуги в Крымской войне 1853-1856 гг.. Мать, в девичестве — Вера Капитоновна Пожидаева – дочь подпоручика Капитона Пожидаева, имевшего маленькое имение в Щигровском уезде Курской губернии. Из-за частых переводов отца семья жила в Курске, в Херсоне, в Санкт-Петербурге. В 1863 году Владимир Шухов начал учиться в петербургской гимназии. Уже в гимназии проявились его способности к точным наукам, особенно к математике: будучи гимназистом, он нашёл собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора.

В 1871 году он поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет). Студентом Шухов изобрёл особый тип паровой форсунки.

В 1876 году, по окончании со званием инженера-механика и золотой медалью курса обучения в училище ему было предложено место ассистента у П. Л. Чебышева. Однако Шухов отказался от предложения, и, как лучший ученик училища, в составе научной делегации был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США, на Всемирную выставку. На выставке он познакомился с А. В. Бари, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве зданий для Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за что получил Гран-При и золотую медаль. Именно А. В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.

Вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, Шухов поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги. В это время он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии.

Летом 1877 года А. В. Бари с семьей вернулся в Россию и пригласил Шухова возглавить отделение фирмы в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела. А в 1880 году пригласил Шухова на должность главного конструктора и главного инженера в свою фирму «Техническая контора инженера А. В. Бари» (позже «Строительная контора инженера А. В. Бари»). В начале 1881 года жена Бари, Зинаида Яковлевна, среди разных семейных новостей сообщала сестре:

Шухов с октября месяца живет в Москве и служит у Саши как главный его помощник по инженерной части, получает 200 рублей жалованья, помимо процентов.

На фирме Бари В. Г. Шухов проработал почти 40 лет и вспоминал:

Говорят, что Бари эксплуатировал меня. Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предположения

Уже через полгода Шухов изобрёл форсунку, с помощью которой впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание мазута.

Владелец страницы: нет
Поделиться