Мисора Хибари

Мисора Хибари — Биография

Хиба́ри Мисо́ра (яп. 美空 ひばり Мисора Хибари), настоящее имя Кадзуэ́ Като (яп. 加藤 和枝 Като: Кадзуэ, 29 мая 1937 — 24 июня 1989) — знаменитая японская певица (в частности, наиболее известный представитель жанра энка) и киноактриса. Считается одной из величайших исполнителей Японии «всех времен». Первая женщина в Японии, получившая Премию Народного Почёта (всего на конец 2013 года эту премию получили 22 индивидуальных лауреата).

Хибари Мисора также была одной из самых коммерчески успешных музыкальных исполнителей в мире: она записала почти 1500 песен, включая кавер-версии; к концу ее жизни было продано 68 млн записей её исполнения, включая 45 млн по синглам. К 2001 году было продано более 80 млн её записей. Её «лебединая песнь» под названием «Кава-но нагарэ-но ё:ни» (яп. 川の流れのように, «Словно течение реки») неоднократно исполнялась различными музыкальными исполнителями и оркестрами, как в самой Японии, так и вне ее — включая, например, знаменитых Трех Теноров (по отдельности и вместе), Терезу Тенг, этнические ансамбли Vargas de Tecalitlán (Мексика) и Twelve Girls Band (Китай).

Кадзуэ Като (яп. 加藤 和枝) родилась в 1937 году в районе Иокогамы Исого-ку в семье рыботорговца Масукити Като (яп. 加藤 増吉) и домохозяйки Кими Като (яп. 加藤 キミ). Впервые значительный музыкальный талант девочки был замечен её отцом, когда она пела на его проводах в действующую армию во время Второй мировой войны в 1943 году. Пожертвовав семейными накоплениями, он вложился в вокальную подготовку дочери. В 1945 году Кадзуэ Като в 8-летнем возрасте дебютирует на сцене концертного зала в Иокогаме. Примерно в то же время она впервые, по совету матери, использует фамилию своего сценического псевдонима Misora (яп. 美空, букв. «прекрасное небо»). Год спустя, исполнение Кадзуэ Мисоры попадает в ротацию NHK, её способности впечатляют известного композитора, одного из отцов японской поп-музыки вообще и жанра энка в частности Масао Коги, который оценил её как юный талант с пониманием и эмоциональной зрелостью взрослого (впоследствии Кога был автором многих её песен). В последующие два года юная исполнительница стала уже признанной певицей, собирающей полные залы по всей Японии.

Артистическая карьера Мисоры начинается в неполные 12 лет фильмом Nodo jimankyō jidai (яп. のど自慢狂時代), тогда же она принимает свой окончательный псевдоним Хибари Мисора. Фильм закрепляет её всеяпонскую популярность. В том же году юная певица заключает контракт с японским представительством Nippon Columbia лейбла Columbia Records и записывает свой первый сингл Kappa Boogie-Woogie (яп. 河童ブギウギ). Следующий ее сингл Kanashiki Kuchibue (яп. 悲しき口笛, букв. «Печальный свист») на основе песни из одноимённого фильма становится хитом и продаётся в количестве более 450 тысяч копий, а сцена её исполнения в фильме во фрачной паре и цилиндре впоследствии становится репрезентативной иллюстрацией раннего артистизма Хибари и позднее попадает на одну из пяти почтовых марок мемориальной серии, выпущенной Министерством связи Японии по результатам всенародного опроса 1995 года о наиболее значительных личностях и событиях послевоенного 50-летия, а также становится темой памятника актрисе, установленного в 2002 году в Иокогаме (см. раздел «Музей и памятники»). Последующая игра Мисоры в Tokyo Kid (1950), где Хибари исполнила заглавную роль неунывающей сироты Марико, делает её живым символом одновременно трудностей и народного оптимизма послевоенной Японии. Несмотря на ограничения передвижения подданых Японии в условиях послевоенной американской оккупации, Хибари Мисора приобретает и международную известность, посещая на границе десятилетий США с двухмесячными гастролями по приглашению ряда японско-американских деятелей.

В мае 1951 организовывается продюсерская компания Hibari Productions с нею в качестве, по крайней мере, номинального президента. Продолжая сниматься, по крайней мере, с 15-летнего возраста Мисора снимается не только в подростковых, но и во вполне взрослых ролях (например в «Цукигата Хампэйта» 1952 года)

13 января 1957 года Мисору атакует 17-летняя фанатка, плеснув в неё соляной кислотой. К счастью, нападение не оставило заметных шрамов.

В 1962 году Хибари Мисора выходит замуж за своего коллегу Акиру Кобаяси, однако брак завершается разводом всего через два года, в 1964.

В 1964—1965 годах Мисора записывает свой самый продаваемый сингл Yawara.

В 1971 году Хибари уходит из кино, сосредотачиваясь только на вокальной карьере.

В 1973 году младшего брата певицы Тецую Като (также певца и актёра, известного также как Масуо Като и Тору Оно) арестовывают за связь с группировкой якудза Ямагути-гуми. При том, что телекомпания NHK не делала никаких комментариев о связи или причастности к этому Хибари Мисоры, она впервые за 18 лет не была приглашена участвовать в новогоднем музыкальном шоу «Кохаку ута гассэн». Оскорблённая, Хибари отказывалась взаимодействовать с NHK в течение последующих нескольких лет вплоть до 1977 года, а в конкурсе «Кохаку» более не участвовала до конца жизни (выступив, впрочем, с несколькими песнями как гость программы в 1979 году).

В 1977 году, не имея собственных детей, Хибари Мисора усыновляет 7-летнего сына Тэцуи Като, своего племянника Кадзую Като (родители которого развелись вскоре после его рождения). Впоследствии тот наследует основанную Хибари продюсерскую компанию Hibari Productions, а позже становится одним из основателей музея/театра ей имени.

Болезнь и смерть

В апреле 1987 года Хибари Мисора неожиданно теряет сознание по дороге на концерт в Фукуоке. В больнице Фукуоки ей ставят диагноз аваскулярного некроза на фоне хронического гепатита.

Проведя в больнице несколько месяцев, певица наконец показывает знаки выздоровления в августе. В октябре того же года Хибари Мисора записывает очередной сингл, а в апреле 1988, после отдыха на Гавайях, даёт большой концерт в Tokyo Dome, известный как «Концерт Феникса». Однако это восстановление не оказывается долгим; Хибари продолжает давать концерты, делать записи и посещать знакомых буквально через силу.

24 июня 1989 года Хибари Мисора умирает в больнице в Токио от лёгочной недостаточности. Её смерть вызывает общенациональный траур; попрощаться с актрисой в мемориальный зал Аояма приходят, помимо её знакомых и коллег, более 40 тысяч человек. Хибари Мисора похоронена в районе Иокогамы Конан-ку.

Последним прижизненно изданным синглом Хибари Мисоры становится Kawa no nagare no yō ni, записанный в декабре 1988. В конце 1989 года песня Хибари и сама она посмертно удостаиваются Союзом композиторов Японии второй премии и специального почётного приза Japan Record Awards (не завоёвывая главную премию из-за сложностей с её статутом); также ассоциация вводит в честь певицы дополнительную мемориальную премию её имени (последний раз присуждалась на 42-й церемонии вручения премий в 2000 году). Начиная с 1990, теле- и радиостанции Японии ежегодно передают Kawa no nagare no yō ni на день её рождения; на организованном NHK общенациональном голосовании в 1997 году избирается более чем 10 миллионов абонентов «Лучшей песней Японии всех времён».

Владелец страницы: нет
Поделиться