Берио Лучано
Берио Лучано
24.10.1925 — 27.05.2003

Берио Лучано — Биография

Луча́но Бе́рио (итал. Luciano Berio; 24 октября 1925, Империя — 27 мая 2003, Рим) — итальянский композитор.

Родился в семье музыкантов. Первые уроки фортепиано получал у отца и деда, которые были органистами. Во время второй мировой войны ушёл на фронт, где был ранен в руку в первый же день. После войны учился в Миланской консерватории у Джулио Чезаре Парибени, Джорджо Федерико Гедини и Карло Марии Джулини (дирижирование). Ранение руки беспокоило его во время игры на фортепиано, и он всё больше времени посвящал композиции. В 1947 году было издано первое его произведение — сюита для фортепиано. В это время Берио зарабатывал себе на хлеб, аккомпанируя в вокальных классах консерватории, где и познакомился со своей первой женой — американской сопрано Кэти Берберян.

В 1951 году уехал в США, где учился в Тэнглвудском музыкальном центре у Луиджи Даллапикколы, который пробудил его интерес к додекафонии. С 1954 по 1959 годы посещал курсы новой музыки в Дармштадте, где познакомился с Пьером Булезом, Карлхайнцем Штокхаузеном, Дьёрдем Лигети и другими ведущими композиторами авангарда. Заинтересовавшись электронной музыкой, основал в 1955 году экспериментальную «Студию музыкальной фонологии» — итал. Studio di Fonologia Musicale. В студию приглашались известные композиторы, в частности Джон Кейдж. Также начал издавать журнал об электронной музыке итал. Incontri Musicali. В 1966 году выиграл итальянский приз за произведение Laborintus II. В 1968 году с большим триумфом состоялось первое исполнение Симфонии — впоследствии ставшей наиболее известным произведением композитора. Она написана для восьми голосов и оркестра к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Леонарду Бернстайну. Премьера была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и The Swingle Singers под управлением самого автора. В 1965—1972 годах был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке.

В 1972 году снова вернулся в Италию. С 1974 по 1980 годы был директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже. В 1987 году основал во Флоренции итал. Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM. С 1994 по 2000 год был почётным композитором в Гарвардском университете (англ. «distinguished composer in residence»).

Владелец страницы: нет
Поделиться