Гамильтон Эдмонд

Гамильтон Эдмонд — Биография

Э́дмонд Мур Га́мильтон (англ. Edmond Moore Hamilton; 21 октября 1904 — 1 февраля 1977) — американский писатель-фантаст, популярный в середине XX века. Считается одним из основателей направления «космической оперы» в жанре научной фантастики.

Эдмонд Мур Гамильтон родился 21 октября 1904 года в США в городе Янгстаун (штат Огайо) и стал третьим ребёнком в семье. Его отец работал в местной газете художником-карикатуристом, мать до замужества преподавала в школе. После рождения сына отец Эдмонда оставил работу в газете и приобрёл небольшую ферму в деревне Поланд (Огайо). В 1911 году он получил работу в Ньюкасле, куда и переехала вся семья.

В школе Эдмонд Гамильтон был вундеркиндом, и окончил ее досрочно в 14 лет. Сразу поступил в престижный колледж Вестминистер в городе Ист-Уилмингтон, на физический факультет. Первый и второй курсы студент Гамильтон окончил блестяще и даже получил поощрение от руководства колледжа как один из самых блестящих учеников, а с третьего курса был отчислен за непосещаемость и неуспеваемость.

В научной фантастике его дебют начался с рассказа «Бог — чудовище Мамурта», который появился в 1926 году в августовском выпуске журнала Weird Tales. В том номере по рейтингу Гамильтон уступил только своему кумиру Абрахаму Мерриту, оттеснив на третье место популярного в то время автора литературы ужасов Говарда Лавкрафта. Гамильтон быстро стал одним из главных членов группы писателей, публиковавшихся в Weird Tales и собранных главным редактором журнала Фарнсуортом Райтом. В ту же группу входили ещё такие известные писатели как Говард Лавкрафт и Роберт Говард. В периоде с 1926 по 1948 год в журнале Weird Tales было опубликовано 79 произведений Гамильтона, что сделало его одним из самых плодовитых писателей.

Именно на страницах Weird Tales, начиная с 1928 года Гамильтон начал публиковать свой «Межзвездный патруль» - цикл из 8 повестей, который является первой «космической оперой», в современном понимании этого термина. В «Межзвездном патруле» Гамильтон закладывает каноны этого жанра, которые станут для него определяющими на десятилетия вперед - межзвездные и даже межгалактические перелеты, космические пираты, звёздные войны с участием огромных армад боевых звездолетов, звездная федерация (у Гамильтона Объединенные звезды), объединяющая большую часть Галактики.

В промежутке между концом 1920-х годов и началом 1930-х Гамильтон публиковался во всех американских pulp-журналах, издававших научную фантастику. Рассказ Гамильтона «Остров безрассудства» (The Island of Unreason) (Wonder Stories, май 1933) был награждён премией Жюля Верна как лучший научно-фантастический рассказ года (это была первая НФ-премия, вручаемая по результатам голосования читателей; прообраз премии Хьюго, учреждённой в 1953 году).

В тот период времени Гамильтон был почитаем и считался ветераном среди писателей Weird Tales. В конце 30-х годов в Weird Tales были напечатаны несколько выдающихся фантастических рассказов Гамильтона, из которых больше всего выделялся рассказ «Кто имеет крылья» (He That Hath Wings) (1938) — наиболее популярный и переиздававшийся чаще остальных.

Затем Гамильтон погрузился в создание серии рассказов, главным действующим лицом которых был супергерой Курт Ньютон, более известный как капитан Фьючер. В 40-50-е годы Гамильтон написал в одиночку сотни рассказов в рамках этой серии, которые первоначально печатались в журналах, а позднее были опубликованы в виде 13 «романов». Сериал пользовался большой популярностью, но сам Гамильтон никогда не относился к нему серьезно. Для него это была лишь работа на заказ. Идея создания сериала принадлежала не ему, а нью-йоркскому редактору Морту Вайзенгеру, который при этом вдохновлялся популярным в те годы персонажем Док Севедж (англ. Doc Savage) идеальным героем, сочетавшим в себе черты ученого и бойца, рассказы о приключениях которого публиковались в одноименном журнале. Морт Вайзенгер, решил сделать тоже самое, только на космических декорациях будущего (Док Севедж был современником - жил и действовал в ХХ веке). Вайзингер сразу решил нанять для написания серии именно Эдмонда Гамильтона, которого и пригласил для этой цели в июне 1939 года, отправив ему письмо с примерным описанием сериала. Гамильтону нужны были деньги, но большая часть идей Вайзенгера ему решительно не понравилась из-за своей примитивности. Гамильтон поехал в Нью-Йорк и убедил Вайзингера, что цикл о Фьючере нужно делать не так. После того, как Вайзингер согласился с ним, Гамильтон начал писать. О том, что сам Гамильтон никогда не относился к этому проекту серьезно, лучше всего говорят слова самого Гамильтона: «Поначалу, мне платили так мало за эти романы, что я отсылал в редакцию первый черновик прямо из печатной машинки, без всякой правки. После публикации шестого романа ставка была увеличена, так что я стал дорабатывать черновики, и тексты стали получше…»

Скорее всего, именно цикл о капитане Фьючере имел в виду шведский писатель и критик Сэм Люндвал, который писал в своей «Иллюстрированной истории фантастики»: «Эдмонд Гамильтон (1904—1977) был удивительно зрелым и восприимчивым автором, который мог бы стать одним из самых великих писателей-фантастов, если бы не тратил так много времени и сил на мелодраматическую „космическую оперу…“, ибо другие космоопреры, написанные Гамильтоном тогда же, в 40-е, но никак не связанные с капитаном Фьючером, такие как „Три планетёра“ (1940), или самый известный его роман — „Звездные короли“ (1947) стоят на много порядков выше, чем этот коммерческий сериал.

В 1946 году Эдмонд Гамильтон женился на писательнице Ли Дуглас Брэкетт, которая тоже писала фантастику. Их познакомил близкий друг Гамильтона, писатель-фантаст Джек Уильямсон. Через три года после свадьбы чета Гамильтонов переселилась на восток США на ферму в Кинсмене (Огайо), которая принадлежала дальним родственникам Гамильтона.

В послевоенные годы популярность Гамильтона пошла на убыль. К концу сороковых у Гамильтона вырабатывается более чистый литературный язык, психология персонажей прорисовывается им глубже, но Гамильтон не сумел найти общий язык с Джоном Вудом Кэмпбеллом, главным редактором журнала «Astounding», который за несколько лет умелого управления сумел сделать свой журнал ведущим фантастическим журналом Америки. Писатели, публиковавшиеся в «Astounding», автоматически становились популярными. Однако Кэмпбелл отличался диктаторской манерой управления — слишком много времени уходило на то, чтобы исправлять и переписывать произведения для него. Как вспоминал Гамильтон после неудачного опыта сотрудничества с Кэпмбеллом: «Больше я не посылал ему рассказов. По простой причине: я не мог заработать на жизнь, сочиняя для Джона Кэмпбелла. А ему не нравились авторы… сотрудничающие с другими журналами» (интервью П. Н. Хейдену).

Гамильтон продолжил сотрудничество с менее популярными журналами и опубликовал несколько удачных романов: «Звезда жизни» (1959), «Город на краю света» (1951), «Битва за звезды» (1961), «Хранители звезд» (1960). Также пользовалась популярностью трилогия о Звёздном Волке («Звёздный волк I: Оружие извне» (1967), «Звёздный волк II: Закрытые миры» (1968), «Звёздный волк III: Мир звёздных волков» (1968)).

1 февраля 1977 года Эдмонд Гамильтон умер, не дождавшись публикации своего последнего сборника, составленного женой — «Лучшее Эдмонда Гамильтона» (1977).

Владелец страницы: нет