Учицки Густав

Учицки Густав — Биография

Густав Учицки (нем. Gustav Ucicky, в русскоязычных источниках иногда ошибочно «Уцицки» или «Уцики», 6 июля 1899, Вена — 26 апреля 1961, Гамбург) — австрийский кинооператор, кинорежиссёр, который также работал в Германии.

Густав Учицки родился 6 июля 1899 года в Вене. Его мать, 19-летняя незамужняя уроженка Праги Мария Учицки, работала служанкой в доме художника Густава Климта, которому она также иногда позировала. Сам Учицки впоследствии заявлял, что является внебрачным сыном художника.

В школьные годы подружился с одногодкой Карлом Хартлем, который жил по соседству. По окончании школы был учеником графика в Военно-географическом институте в Вене. Первые попытки стать киноактером не увенчались успехом. В 1916 году попытался вместе с Хартлем устроиться на работу на кинофабрику «Саша» австрийского пионера кино графа Александра (Саши) Йозефа Коловрата-Краковского. Хартля приняли ассистентом режиссёра, Учицки — ассистентом оператора. Будучи также начальником отдела кино военной пресс-службы, граф Коловрат помог Учицки избежать призыва в армию и организовал его учёбу на кинооператора.

До 1918 года Учицки снимал хроникальные сюжеты. После войны работал ассистентом оператора и оператором на Саша-Фильминдустри АГ, новой студии Коловрата. В 1919 году его назначили оператором эмигрировавшего из Венгрии режиссёра Михаэля (Михая) Кертеша, с 1926 года известного в США под именем Кертиц.

С 1925 года Учицки работал также в Германии. В 1927 году он дебютировал в качестве режиссёра. 31 января 1928 года после смерти графа Коловрата (3 декабря 1927 года) и его матери (4 января 1928 года) Учицки в сопровождении Хартля покинул Вену. В Мюнхене он устроился на работу режиссёром студии «Эмелька». В 1929 году заключил контракт с УФА в Берлине.

С фильмами «Концерт для флейты в Сан-Суси» (Das Flötenkonzert von Sanssouci, 1930) и «Йорк» (Yorck, 1931) ему впервые поручили темы, в которых исторический материл расчетливо сочетался с актуальными политическими намерениями. Тогда как «Человек без имени» (Mensch ohne Namen, 1932) по Бальзаку точно и без всяких претензий изображал частную солдатскую судьбу, в «Утренней заре» (Morgenrot, 1933) солдатское поведение возводилось в ранг национальной обязанности. Этот фильм положил начало сотрудничеству с писателем Герхардом Менцелем, который до 1944 года писал сценарии всех его пропагандистских фильмов, таких как «Беженцы» (Flüchtlinge, 1933), «Девушка Йоханна» (Das Mädchen Johanna, 1935), «Возвращение» (Heimkehr, 1941), приключенческих фильмов с Гансом Альберсом, в том числе «Отель Савой 217» (Savoy-Hotel 217, 1936), действие которого происходит в дореволюционной Москве, и нескольких мелодрам.

В 1936 году закончился его контракт с УФА. В 1938 году Учицки принял участие в съемках пропагандистского фильма НСДАП «Слово и дело» (Wort und Tat), посвященного аншлюсу Австрии. Летом 1939 года он вернулся в Вену и работал на Вин-Фильм ГмбХ, начальником производства которой был Карл Хартль. Большим успехом у зрителя пользовались его фильмы «Материнская любовь» (Mutterliebe, 1939) и «Почтмейстер» (Der Postmeister, 1940) по «Станционному смотрителю» Пушкина с Генрихом Георге в заглавной роли. В 1941 году Учицки снял пропагандистский фильм «Возвращение» (Heimkehr) о дискриминации этнических немцев в довоенной Польше. Затем последовал ряд мелодрам. В 1944 году цензура запретила его фильм «На краю света» (Am Ende der Welt).

С 1947 года снова работал в Австрии, а с 1952 года в Западной Германии.

Учицки умер во время подготовки к фильму «Последняя глава» (Das letzte Kapitel) 26 апреля 1961 года в Гамбурге в результате апоплексии. Похоронен на кладбище Хитцинг в Вене.

Владелец страницы: нет
Поделиться