Ходжес Джонни

Ходжес Джонни — Биография

Джон Корне́лиус «Джо́нни» Хо́джес (англ. John Cornelius «Johnny» Hodges; 25 апреля 1906, Кембридж, Массачусетс — 11 мая 1970, Нью-Йорк) — выдающийся американский альт-саксофонист, мастер свинга, яркий мелодист. Сыграл важную роль в становлении знаменитого оркестра Дюка Эллингтона и оказал значительное влияние на многих музыкантов джаза.

Джонни родился в рабочей семье. Его полное имя Джон Корнелиус, но музыканты его чаще называли «Рэббит» (кролик). О происхождении этого прозвища разные люди рассказывали по-разному. По словам самого Ходжеса, оно отражало его умение быстро найтись в любой ситуации. Другие объяснения были связаны с тем, что он любил овощные салаты или имел необычные «кроличьи» уши.

В семье хотели, чтобы он играл на фортепиано, но мальчик предпочитает ударные инструменты, которые осваивает самостоятельно. В 13 лет начинает играть на сопрано-саксофоне, беря уроки у своего кумира — Сиднея Беше.

  • «Я колотил по всем кастрюлям и сковородкам на кухне… На вид мне понравился саксофон, и я остановился на сопрановом. Я очень много слышал о Сиднее Беше, а моя сестра была знакома с ним, когда тот работал в театре-варьете „Блэк энд Уайт“ у Джимми Купера» — рассказывал впоследствии Джонни Ходжес.

В середине 20-х годов играет на сопрано-саксофоне в танцевальных оркестрах и в свои восемнадцать лет становится уже довольно известным музыкантом в Бостоне, записывается на пластинку. Выступает в клубе «Блэк энд Уайт» на альтовом саксофоне, получая два с половиной доллара за выступление. В это время Сидней Беше открывает на сто сорок второй улице в Гарлеме клуб под названием «Клаб Беше» и приглашает Ходжеса. Джонни работает там несколько недель, играет дуэты со своим «кумиром» или солирует, если Беше отсутствует. Начиная с 1925 года Ходжес курсирует между Бостоном и Нью-Йорком, выступая со многими из наиболее известных негритянских оркестров. Играет с бэндом Чика Уэбба (1927) и в 1928 году записывается с Кингом Оливером. Тогда же Дюк Эллингтон начинает уговаривать Джонни приехать в Нью-Йорк и присоединиться к его ансамблю. Однако Джонни Ходжес не сразу принимает предложение Эллингтона. 18 мая 1928 года, когда саксофонист Дюка Эллингтона Тоби Хардвик попадает в автомобильную катастрофу, Ходжес соглашается войти в бэнд Эллингтона. Ему было тогда 22 года. В 1928-51 и затем в 1955-70 Ходжес играет в знаменитом эллингтоновском биг-бэнде, где его основным инструментом становится альт-саксофон.

Баритон-саксофонист Гарри Карни рассказывал о Джонни Ходжесе тех лет:

  • «Он был по натуре очень стеснителен, и окружающие часто неправильно воспринимали его поведение. Даже когда он уже набрался опыта, он не хотел выходить солировать к микрофону, а предпочитал сидеть на своем месте».

Вскоре Ходжес женится. Его брак с Кью, актрисой из «Коттон-клаб», оказывается долгим и счастливым.

В 1937 году журнал «Даун-бит» начинает проводить ежегодные опросы читателей, чтобы определять наиболее популярных джазовых исполнителей. По результатам опроса 1938 года Джонни Ходжес становится вторым альт-саксофонистом, а в 1940 году Ходжес уже открывает список альт-саксофонистов. В последующие годы Джонни Ходжеса признавали лучшим альт-саксофонистом почти автоматически год за годом. Известный американский джазовый критик Джеймс Линкольн Коллиер, характеризуя игру саксофониста в те годы, писал:

  • «К 1943 году Джонни Ходжес уже выработал свой маслянистый тембр, а в глиссандо с ним, на мой взгляд, не может сравниться ни один джазовый саксофонист. Его мелодия льется и скользит, сплетаясь и расплетаясь, как девушки в хороводе. Он играет практически a cappella: сопровождают его по большей части смычковый контрабас, шепот деревянных духовых и осторожное фортепиано.»

В последние годы у Ходжеса были проблемы с сердцем. 11 мая 1970 года Джонни Ходжес скоропостижно скончался (на приеме у зубного врача в Нью-Йорке ему стало плохо, он вышел в туалет и там его настиг сердечный приступ). Его работа над записью «Новоорлеанской сюиты» осталась незавершенной.

Рассел Прокоуп (один из мастеров саксофонной секции) вспоминает, что он услышал печальную новость по радио в своей машине, и ему пришлось съехать на обочину: его стошнило. Когда с Дюком Эллингтоном попытались затеять разговор о том, кем можно заменить Ходжеса, он сказал:

  • «Джонни незаменим».

И добавил:

  • «Из-за этой огромной потери наш оркестр никогда уже не будет звучать так, как прежде».

Ходжес остался в памяти как истинный мэтр альт-саксофона, и как одна из ключевых фигур в истории свинга и оркестра самого Дюка Эллингтона. Не многие джазовые музыканты оставили после себя столь великое и благородное музыкальное наследие.

Владелец страницы: нет
Поделиться