Штидри Фриц
Штидри Фриц
11.10.1883 — 08.08.1968

Штидри Фриц — Биография

Фриц Шти́дри (нем. Fritz Stiedry; 11 октября 1883, Вена — 8 августа 1968, Цюрих) — австрийский дирижёр.

Обучался в Венском университете, а также в Академии музыки, после чего по рекомендации Густава Малера получил место ассистента Эрнста фон Шуха в Дрезденской опере, где работал в 1907—1908. В дальнейшем Штидри дирижировал в оперных театрах Познани, Праги, Нюрнберга и других городов, в 1914 возглавил Берлинскую оперу, за время работы в которой осуществил ряд заметных постановок, в том числе оперы «Кавалер роз» Рихарда Штрауса. После кратковременного пребывания в Вене, где Штидри продирижировал премьерой оперы Шёнберга «Счастливая рука», дирижёр вновь вернулся в Берлин. Совместно с Карлом Эбертом он вернул на сцену театра редкие оперы Верди, создал новую версию постановки «Кольца Нибелунга» Вагнера, осуществил ряд премьер.

После прихода к власти нацистов в 1933 Штидри эмигрировал в СССР, где в течение нескольких лет руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, выступал как в Ленинграде, так и в Москве, 15 октября 1933 впервые продирижировал Первым фортепианным концертом Дмитрия Шостаковича (партию фортепиано исполнял сам композитор). Интересно и то, что именно Фриц Штидри готовил к премьерному исполнению в 1936 году 4 симфонию Д.Д. Шостаковича. Как известно автор снял симфонию с исполнения, предположительно по политическим мотивам. По другим сведениям, автор был недоволен репетиционной работой Ф.Штидри, что ,однако, вызывает некоторые сомнения и дискуссии.

В 1937 г. от иностранных дирижёров, работавших в СССР, потребовали принять советское гражданство, и Штидри, который летом 1937 года находился в отпуске, в Австрии, неожиданно для себя получил письмо из Москвы с информацией о том, что его контракт не будет продолжен. В отличие от Оскара Фрида, оставшегося в СССР, Штидри при содействии Арнольда Шёнберга перебрался в США. В Нью-Йорке Штидри создал оркестр «Новые друзья музыки» (New Friends of Music Orchestra), основу репертуара которого составили сочинения Баха и композиторов венского классицизма: Гайдна и Моцарта, многие из которых под управлением Штидри прозвучали впервые. Помимо классических, оркестр исполнял также современные произведения, так, этот коллектив дал премьеру Второй камерной симфонии Шёнберга. В середине 1940-х Штидри вновь обратился к оперному дирижированию, работая сначала в Чикаго, а в 1946 дебютировал в театре «Метрополитен-опера» постановкой оперы Вагнера «Зигфрид». Публика и критика приняли дирижёра с одобрением, и он проработал в театре ещё двенадцать сезонов, осуществив более 250 представлений опер Моцарта, Верди, Вагнера и других композиторов. Среди заметных постановок Штидри этого периода — «Орфей и Эвридика» Глюка, «Фиделио» Бетховена и ряд других опер.

Штидри — представитель классической австрийской дирижёрской школы, его интерпретации отличались пылким темпераментом, соединённым с логикой и чувством формы. Кирилл Кондрашин вспоминал:

Штидри — ученик Малера, в общем, малерьянец, дирижёр очень интересный, особенно в немецкой романтической музыке типа Вагнера, Брукнера, Малера. Но и Моцарта он делал очень интересно, хотя и очень своеобразно. Надо сказать, что Штидри правил карандашом буквально каждый такт партитуры, но вмешивался так мудро! На первый взгляд казалось, что он нарушает Моцарта: превращал четверти, написанные у Моцарта в конце фразы, в восьмые, но это было совершенно логично. <…> Немножко он увлекался таким вот чрезмерно острым ритмическим рисунком, но надо сказать, что результаты были блестящие.

Владелец страницы: нет
Поделиться