Падеревский Игнаций Ян
Падеревский Игнаций Ян

Падеревский Игнаций Ян — Биография

Игна́ций Ян Падере́вский (польск. Ignacy Jan Paderewski; 6 (18) ноября 1860, село Куриловка, Подолье — 29 июня 1941, Нью-Йорк) — польский пианист, композитор, государственный и общественный деятель, дипломат. С января по декабрь 1919 года занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Польши. Рыцарь Большого Креста ордена Британской империи.

Будущий музыкант родился в селе Куриловка на Подолье (ныне — территория Украины) в семье крестьянина Яна Падеревского и Поликсены Новицкой, умершей вскоре после рождения сына. Ранние годы Падеревский провёл с отцом и сестрой в поместье под Житомиром, однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года его взяла на воспитание тётка. Вскоре Ян Падеревский был освобождён и, женившись во второй раз, вместе с семьёй переехал в село Судилков (близ Шепетовки), который на то время был городом, где смог устроиться на постоянную работу.

К этому времени относятся первые музыкальные опыты Падеревского-младшего. Он брал уроки игры на фортепиано у Петра Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавский институт музыки (ныне Варшавская консерватория), который окончил в 1878 г. (ученик Юлиуша Яноты, Павла Шлёцера, Рудольфа Штробля). В последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве, зарабатывая на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью. В 1880 году он женился на Антонине Корсак, но через год она умерла, а родившийся сын Альфред оказался инвалидом. Чтобы пережить эти события, Падеревский принял решение полностью посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уехал в Берлин, где брал уроки композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана, а также познакомился с Рихардом Штраусом и Антоном Рубинштейном. Последний, отметив дарование Падеревского, посоветовал ему продолжать карьеру пианиста и композитора, и в 1884 г. Падеревский переехал в Вену, где стал учеником Теодора Лешетицкого. Некоторое время пианист был профессором консерватории в Страсбурге, а затем он вновь возвратился в Вену, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт.

Вскоре имя музыканта получило широкую известность, в 1889 году прошли его концерты в Париже, на одном из них публика вызывала его на бис в течение часа. Год спустя с не меньшим успехом Падеревский выступает в Лондоне, а ещё через год — в Соединённых Штатах. Благодаря своему выдающемуся мастерству (которое было следствием напряжённой работы, проводимой при подготовке к концертам), Падеревский стал культовой фигурой музыкального общества, везде встречая тёплый приём. Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения Падеревского, но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид. Критики признавали его одним из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, несмотря даже на то, что его трактовка сочинений была зачастую весьма смелой с точки зрения динамики и темпов.

В 1897 году Падеревский купил усадьбу «Рион-Боссон» неподалёку от города Морж на берегу Женевского озера в Швейцарии. Там он проводил дни отдыха между концертами. Два года спустя музыкант женился на Елене Гурской, добившейся ради этого развода с первым мужем, скрипачом Владиславом Гурским. Заработав к тому времени достаточно большое состояние, пианист приобрёл ещё одно поместье в Польше и стал вести жизнь «светского льва», в то же время не переставая концертировать по всему миру (в 1904 году он посетил даже Новую Зеландию). Значительную часть своих гонораров он тратил на благотворительность.

Падеревский получил известность и в качестве композитора — его опера «Манру» была с большим успехом поставлена в Европе (премьера состоялась 29 мая 1901 в Дрездене) и США (это единственная в истории польскоязычная опера польского композитора, исполненная в театре Метрополитен-опера). В 1907 году, на время прекратив выступления, Падеревский заканчивает ряд крупных сочинений, в том числе Симфонию h-moll, однаков 1909 году, вернувшись к концертной деятельности, он пережил очередной творческий кризис. Позднее в своих воспоминаниях пианист написал: «Я не хотел играть… для меня это была пытка».

С начала 1910-х годов Падеревский начал участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о её независимости. В 1913 году он обосновался в США, однако с началом Первой мировой войны вернулся в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже, который вскоре был признан представителем Польши при Антанте. Он также принимал участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других городах, в том числе Лондонского фонда помощи. Ораторский дар и яркая харизма позволили Падеревскому убедить президента США Вудро Вильсона объявить одной из заявленных целей при вступлении в войну за независимость Польши, однако поддержка не понадобилась, так как к концу войны три державы, делившие Польшу между собой, распались, и она получила самостоятельность. В этот период Падеревский должен был стать посредником между поддерживавшимся Антантой «правительством Польши в изгнании» и новым главой государства Юзефом Пилсудским, и в январе 1919 последний назначил его премьер-министром. На этой должности он пробыл менее года, однако успел поучаствовать в Парижской мирной конференции.

После этого политическая карьера Падеревского была сравнительно недолгой: условия договора были далеко не самыми благоприятными для Польши, и музыкант, поняв, что не сможет разобраться во всех политических тонкостях и опасностях, которые он сулил, подал в отставку в декабре 1919 года. Летом следующего года, когда войска Красной Армии двигались в варшавском направлении, Падеревский участвовал в Конференции послов, являвшейся по сути продолжением Парижской конференции, однако, вновь разочаровавшись в перспективах развития Польши, которые предлагала Антанта, окончательно ушёл из политики, вернувшись к концертам.

Первое после долгого перерыва выступление пианиста состоялось в Карнеги-холле и имело огромный успех. В рамках концертного тура по США музыкант дал ещё ряд концертов, всюду собирая полные залы. После этого он вернулся в Рион-Боссон, но уже в 1926 году, узнав о произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского, вновь заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации. В усадьбе Падеревского была подписана декларация членов оппозиции, получившей название «Моржский фронт» (по имени города).

В 1936 г. Падеревский снялся в фильме «Лунная соната», посвящённом его исполнительскому искусству.

Музыкант мало занимался преподаванием. Наиболее известным его учеником был польский пианист Витольд Малцужиньский, завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена. На рубеже 1920-30-х гг. в усадьбу Падеревского приезжала брать уроки группа польских пианистов, в которую входили, в частности, Зыгмунт Дыгат, Александр Брахоцкий, Хенрык Штомпка. В более ранний период под руководством Падеревского занимались в Париже Зыгмунт Стоёвский и Антонина Шумовская.

После Польской кампании 1939 года восьмидесятилетний Падеревский решил вновь вернуться к активной общественной деятельности. В 1940 году он вошёл в состав польского правительства, находившегося в Лондоне, и возродил свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами, музыкант вновь отправился в концертные туры по США, во время одного из которых он заболел воспалением лёгких, от которого и умер 29 июня 1941 года в Нью-Йорке.

Падеревский был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище, а 5 июля 1992 года его останки были перевезены в Варшаву и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна.

Владелец страницы: нет
Поделиться