Покровский Борис Александрович
Покровский Борис Александрович

Покровский Борис Александрович — Биография

Бори́с Алекса́ндрович Покро́вский (1912 — 2009) — советский и российский театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1961). Лауреат Ленинской премии (1980), четырёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950) и двух Государственных премий России (1995, 2004).

Родился 10 (23 января) 1912 года в Москве. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.

Борис Александрович вспоминал:

Ничего не вижу в жизни более святого, чем мои отец и мать, которых я не люблю называть отцом и матерью, называю до сих пор мамой и папой, потому что люблю их все больше и больше, и удивляюсь их мудрости, несмотря на то, что они давно уже умерли. И это действительно так. В нашей семье единственно что было — это старое пианино. Первое на пианино стал играть я одним пальцем, потом кулаком, потом ладонью. Это так надо было, это кто-то велел, а мои родители — очень мудрые, они знали, это кто-то велел и мешать не надо. Поэтому все естественно. Меня повели и показали в музыкальной школе. На Собачьей площадке была музыкальная школа сестер Гнесиных. И меня повели и показали Елене Фабиановне Гнесиной, знаменитому педагогу того времени. И она стала моим первым педагогом.Потом родители мои любили художественный театр. Значит, иногда я был в художественном театре с ними. Потом у них был абонемент в Большой театр, где-то наверху на четвёртом ярусе, и иногда, когда я был очень прилежен, то меня туда брали с собой на эти спектакли.

Главное же — были пластинки и фантастические рассказы о Шаляпине, Ермоленко-Южиной, Собинове, Карузо и Баттнстинн… «Варя Панина, конечно, хороша, но Петрова-Званцева! Нет, что там говорить…» «Дамаев… Друзякина… Грызунов…» Обсуждался весь круг имен, заключенный в стопках граммофонных дисков.Мир оперы, фантастический, существующий отдельно от повседневных забот, — он увлекал и привлекал, хотя это было совсем «непрактично» для молодого человека.Вечером часто передавали оперы по радио, непосредственно из театра, натурой, без принятой теперь стерильности механической записи. Одной рукой я вдавливал в ухо старую телефонную трубку, другой — искал пружинкой таинственные точки на кристаллике детектора.Самодельный приёмник передавал не только музыку, но и пьянящую атмосферу театра. Отрывочные куски опер, известные по пластинкам, выстраивались в непрерывную цепь эмоций-действий.

В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности Покровский поступил в школу ФЗУ.

В 1930—1933 годах работал аппаратчиком на химическом заводе имени М. В. Фрунзе.

В 1933 году поступил на режиссёрский факультет Техникума театрального искусства. Учился вместе с Георгием Товстоноговым на курсе Юрия Завадского.

Вспоминает Покровский:

Георгий Александрович Товстоногов — это то, что тоже принесла мне судьба. То с хорошим расчетом она послала мне умного человека, очень умного. Хорошего товарища, с которым я познакомился, как только пришел в ГИТИС. На меня он производил очень большое впечатление. Мы как-то сблизились до такой степени, что иногда ловили друг друга на том, что одинаково мыслили.

Вспоминает Товстоногов:

Мы учились на одном курсе и в один день получили дипломы об окончании Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Б. Покровский пришел на режиссёрский факультет, уже имея музыкальное образование, и когда мы выбирали для самостоятельных работ отрывки из пьес Шекспира или Чехова, он ставил «Пиковую даму» Чайковского.Уверенно и целеустремленно овладевал он искусством сопряжения учения К. С. Станиславского со спецификой оперного театра. Он твердо знал, чего хочет, и, казалось, торопился поскорее обрести профессиональные навыки, которые помогут осуществить уже тогда ясную для него цель.

В 1938 году окончил ГИТИС имени А. В. Луначарского.

Покровский:

Я окончил ГИТИС. Нас тогда учили бесплатно, как вы знаете. И после того, как мы его кончали нас посылали на работу. Без работы никто не оставался. Это не плохо. Меня послали в провинцию. В провинции мне нужен был спектакль дипломный. Меня вызвали к директору и спросили: "Вы можете поставить «Кармен?» — Я говорю: «Могу» — «Когда вы можете начать репетировать?» — Я говорю: «Сейчас могу начать репетировать».

В 1937 году, после окончания института, был направлен в Горьковский государственный теат­р оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дипломный спектакль — опера «Кармен» — стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938—1943 годах был режиссёром (с 1940 — главным режиссёром) театра. Поставил в Горьком 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр. В 1952, 1955—1963 и 1970—1982 годах — главный ре­жиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Лучшие из них:

  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1944, художник П. В. Вильямс и 1991 (художник В. Я. Левенталь)
  • 1944 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского (художник В. В. Дмитриев)
  • 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (художник Ф. Ф. Федоровский)
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947, художник В. Ф. Рындин и 1981 (художник Н. Н. Золотарёв)
  • 1948 — «Проданная невеста» Б. Сметаны
  • 1953 — «Травиата» Дж. Верди (художник В. Ф. Рындин)
  • 1954 — «Фиделио» Л. Бетховена (дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев)
  • 1965 — «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (художник Н. А. Бенуа)
  • 1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)
  • 1973 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (художник И. Г. Сумбаташвили)
  • 1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)
  • 1977 — «Мёртвые души» Р. К. Щедрина (художник В. Я. Левенталь)
  • 1978 — «Отелло» Дж. Верди (художник В. Я. Левенталь)
  • 1980 — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (художник В. Я. Левенталь)
  • 1982 — «Обручение в монастыре» («Дуэнья») С. С. Прокофьева (дирижёр Г. Н. Рождественский)
  • 1988 — «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (художник В. Я. Левенталь)
  • 1990 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (художник В. Я. Левенталь)

Всего поставил более 180 спектаклей.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По просьбе Покровского Сергей Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

В 1947 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) о формализме в музыке была осуждена поставленная им опера «Великая дружба» В. И. Мурадели, однако каких-либо мер по отношению к режиссёру не последовало.

С 1949 года преподает в ГИТИСе на кафедре музыкального театра. С 1954 года — профессор, с 1959 года — заведующий кафедрой музыкального театра.

В 1972 году основал московский Московский камерный музыкальный театр, получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений, из них — древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» (1982) и одну из первых итальянских опер XVI века — «Эвридику» Якопо Пери (1994), а также «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского — первая постановка в России, «Дирижёр оркестра» Д. Чимарозы, «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке и др.

Много работал за рубежом. Он был первым постановщиком опер, получивших всеобщую известность, — «Война и мир» С. С. Прокофьева в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Скончался 5 июня 2009 года в Москве. Похоронен 8 июня 2009 года на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • первая супруга — Анна Алексеевна Некрасова (1913—2003) — режиссёр Центрального детского театра. Педагог. Народная артистка РСФСР.
  • дочь — Алла Покровская. Зять — Олег Ефремов.
    • внук — Михаил Ефремов.
      • правнук — Никита Ефремов.
  • сын — Александр Покровский — концертмейстер Московской консерватории.
  • вторая супруга — Народная артистка РСФСР Ирина Ивановна Масленникова (1918—2013). падчерица — Лемешева, Мария Сергеевна (дочь Сергея Лемешева). Ее муж Агронский, Владимир Ильич — дирижер театра Покровского.
Владелец страницы: нет
Поделиться