Бойто Арриго

Бойто Арриго — Биография

Арри́го Бо́йто (итал. Arrigo Boito; 24 февраля 1842, Падуя — 10 июня 1918, Милан) — итальянский композитор и поэт, прославившийся как автор либретто к операм Джузеппе Верди «Отелло» и «Фальстаф». Сын итальянца - художника-миниатюриста Сильвестра Бойто, имевшего неблагородное происхождение, но выдававшего себя за дворянина, и польской аристократки Юзефы Карсьницкой (урожденной графини Радолинской; Карсьницкая - по первому мужу).

В 1854 году поступил в Миланскую консерваторию, где музыкальное образование получал под руководством Альберто Маццукато. Помимо музыкального, консерватория давала также широкое гуманитарное образование. По окончании обучения (1861) Бойто вместе со своим однокашником и другом Франко Фаччо получил государственную стипендию на совместную поездку за границу с целью совершенствования. Композитор побывал в Париже, где свел знакомство с Дж. Россини, погостил у родственников в Польше и посетил Германию, где познакомился с музыкой Рихарда Вагнера, которая произвела на него большое впечатление. Первыми крупными сочинениями Бойто были кантаты «Четвертое июня» (1860) и «Сёстры Италии» (1862), написанные в соавторстве с Ф. Фаччо. В 1868 году композитор создает самое известное свое сочинение — оперу «Мефистофель» на собственное либретто, написанное на сюжет «Фауста» Гёте. На премьере в миланском театре "Ла Скала" (5 марта 1868 г.) опера потерпела фиаско. В 1875 году в Болонье была поставлена переработанная версия оперы, которая имела успех и стала завоевывать симпатии публики. Она быстро вышла за пределы Италии и неоднократно ставилась в Москве и Санкт-Петербурге. Роль Мефистофеля была одной из "коронных" в репертуаре Фёдора Шаляпина. Вторая опера Бойто, «Нерон», осталась незавершенной, хотя композитор отдал работе над нею 48 лет жизни. Завершенный А. Тосканини и В. Томмазини, "Нерон" был поставлен в театре "Ла Скала" 1 мая 1924 г. Несмотря на триумфальный успех премьеры, опера в репертуаре не удержалась. Либретто "Нерона" было опубликовано отдельным изданием в качестве стихотворной драмы в 1901 году и получило очень высокую оценку как у критики, так и у читающей публики.

Бойто был также известным поэтом (публиковал свои произведения под псевдонимом Tobia Gorrio), его стихотворения пользуются большой популярностью в Италии, хотя число их невелико. В сборнике под общим названием "Книга стихов" опубликовано только 16 стихотворений. Особое место в поэтическом творчестве Бойто занимает фантасмагорическая поэма-сказка Re Orso (в русском переводе - "Царь Вепрь"), в которой автор представляет предельное для итальянского стихосложения разнообразие поэтических размеров и ритмов и демонстрирует изощренное версификаторское мастерство. Бойто — автор либретто собственных опер и кантат, а также либретто опер «Симон Бокканегра» (переработка первоначального либретто Ф. М. Пиаве), «Отелло», «Фальстаф» Джузеппе Верди, «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Серп» Альфредо Каталани и ряда других. Перевел на итальянский язык либретто ряда опер иностранных композиторов, в том числе "Риенци" и "Тристан и Изольда" Р. Вагнера, "Сто девственниц" Ш. Лекока и "Руслан и Людмила" М. И. Глинки. Перевод последней сделан не с русского оригинала, а с немецкого перевода, выполненного Ю. К. Арнольдом. Перевел также большое число вокальных произведений А. Г. Рубиншетейна, написанных на немецкие тексты. На французский язык перевел либретто своего "Мефистофеля", а также собственные либретто к "Отелло" (I-II действия, тогда как III-IV переведены Камиллем дю Локлем), и "Фальстафу" (в соавторстве с Полем Соланжем).

Известен также как представитель движения Скапильятура.

Владелец страницы: нет
Поделиться