Харджиев Николай Иванович
Харджиев Николай Иванович

Харджиев Николай Иванович — Биография

Никола́й Ива́нович Ха́рджиев (26 июня 1903, Каховка — 10 июня 1996, Амстердам) — русский писатель, историк новейшей литературы и искусства, текстолог, коллекционер.

Отец — армянин, мать — гречанка из Смирны.

Из писем самого Харджиева к Е. Мнацакановой, мы знаем, что все лучшее он унаследовал от матери, а все худшее — от отца. Из воспоминаний Э. Г. Герштейн известно, что Харджиев ненавидел отца, потому что он их бросил. Достоверных сведений о том, когда это произошло, нет. Одно из самых ранних воспоминаний Харджиева о себе относится к трехлетнему возрасту и убеждает нас в том, что тогда родители его еще были вместе.

«Хочу Вас позабавить случаем воздействия музыки на трехлетнего мальчика. Этот мальчик был я, уже тогда любивший слушать музыку. Так вот: моя тетка играла Брамса, а я залез под рояль и вскоре уснул. И спал двое суток. Всеобщая паника. Летаргия? Вероятно, родителям и родичам примерещилась смерть ребенка. Но на третий день я проснулся и после завтрака готов был снова залезть под рояль.»

— Из письма Н. Харджиева Е. Мнацакановой от 26 января 1985 года.

В 22 года окончил юридический факультет Одесского университета (1925). Начал публиковаться в 1921 году, работал в газете «Моряк» корректором (иронический портрет Харджиева в этот период, под именем Харито, имеется в повести Константина Паустовского «Чёрное море»). В Одессе подружился с Э. Багрицким.

В конце 1920-х годов переехал в Ленинград, а потом в Москву. Был близок к кругу футуристов, к Ю. Тынянову, Б. Эйхенбауму и В. Шкловскому, к младшим опоязовцам (В. Тренин, Т. Гриц, М. Никитин). В то же время познакомился с Крученыхом, с которым они потом сорок лет «бесконечно ссорились и не могли расстаться друг с другом. Очень дружили.»

В 1928 году на вечере ОБЭРИУ в Институте истории искусств, познакомился с Хармсом, Введенскийм и Заболоцким, которые там выступали. Пройдет более 60 лет, и, рассказывая о том, что за человек был Хармс, Харджиев скажет:

— Из интервью Ирине Врубель-Голубкиной (январь 1991 года).

На вечер пришел и живший при институте Малевич. Встреча эта, по воспоминаниям Харджиева, оказала на него огромное влияние.

«На меня наибольшее влияние оказывали художники, а не поэты и филологи. Больше всего в понимании искусства я обязан Малевичу. С Татлиным я тоже очень дружил, причем скрывал это от Малевича. Они были врагами, и мне приходилось скрывать от каждого из них то, что я общаюсь с другим. К счастью, один из них жил в Москве, a другой в Ленинграде.»

В 1928 году Харджиев некоторое время жил в Кунцеве у Багрицкого, здесь он познакомился с Осипом Мандельштамом, который позже говорил, что у Харджиева «абсолютный слух на стихи». В 1930 году произошло знакомство с Анной Ахматовой. Знакомство это перешло в многолетнюю дружбу о чем красноречиво свидетельствуют надписи на на подаренных Ахматовой книгах:

Надпись на сборнике «Из шести книг» (Л., 1940):

Надпись на книге «Бег времени»:

Харджиев помогал Ахматовой при подготовке ее статей о А. С. Пушкине, при переводах старых корейских поэтов (ряд переводов принадлежит ему). Н. И. Харджиеву были посвящены стихотворения Ахматовой «Воронеж», «Про стихи Нарбута» (с наследием которого ее познакомил Харджиев). Ответственный секретарь комиссии по лит. наследию Э. Багрицкого (1934).

Восьмиметровую комнату Харджиева в Марьиной Роще (Александровский пер., 43, кв. 4) Ахматова называла «убежищем поэтов». Кто только ни находил приют в 30—40-е годы XX века в этой «деревянной шкатулке»! В этой комнате бывали Пастернак, Кручёных, Нарбут, Зенкевич, Хармс, Введенский, Олейников, Малевич, Татлин, Чурилин, Суетин, Пунин, Мандельштам и многие многие другие. Здесь в начале июня 1941 года произошла встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, после которой Ахматова скзала: «А все-таки я перед ней телка».

Харджиев — автор повести «Янычар» (1933, илл. В. Фаворского), биографической книги о П. Федотове «Судьба художника» (1954). Ему принадлежит множество экспериментальных и шуточных стихотворений. Член Союза писателей СССР (1940). Авторитетнейший специалист по истории русского литературного и живописного авангарда, издавший и откомментировавший сочинения В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Гнедова, О. Мандельштама и др. В 1980-х годах высоко оценил творчество Е. Мнацакановой.

Владелец страницы: нет