Бурдьё Пьер
Бурдьё Пьер
01.08.1930 — 23.01.2002

Бурдьё Пьер — Биография

Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция) — французский социолог и философ, один из наиболее влиятельных социологов второй половины ХХ века:319. Его социология «раскрытия» высоко оценивается с точки зрения как теории, так и эмпирических исследований:59. В то же время она стала объектом разнообразной критики, в основном за детерминистское видение социального, которой Бурдьё активно противостоял.

Автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей:39, Пьер Бурдьё анализирует прежде всего механизмы воспроизводства социальных иерархий, подчёркивая важность культурных и символических факторов и критикуя примат экономики в марксистских концепциях социального воспроизводства. Он подчёркивает, что способность агентов, занимающих господствующие позиции, навязывать свои культурные и символические производства играет важную роль в воспроизводстве социальных отношений господства. Бурдьё ввёл понятие символического насилия, которое он определяет как способность навязывать как признание различных форм господства, так и незнание его механизмов, и, следовательно, легитимировать социальные формы господства:51—52. Данное понятие играет большую роль в его социологическом анализе.

Социальный мир в современном обществе, по Бурдьё, делится на особые социальные области — «поля». Дифференциация социальной деятельности привела к формированию таких областей, как поля искусства или поля политики, специализирующихся на выполнении определенного вида социальной деятельности. Поля обладают сравнительной автономией по отношению к обществу в целом. Они имеют свою иерархию и являются динамичными благодаря конкурентной борьбе между социальными агентами за господствующее положение. Здесь анализ Бурдьё совпадает с марксистским, подчеркивая важность борьбы и конфликта в функционировании общества. Но для Бурдьё конфликты происходят символическим образом в различных социальных полях. Они коренятся в соответствующих иерархиях, основаны на противостоянии господствующих и подчиненных агентов и не сводятся к конфликтам между социальными классами, на которых фокусируется марксистский анализ.

Бурдьё также разработал теорию действия вокруг понятия «габитуса», которая оказала большое влияние на социальные науки. Согласно этой теории, социальные агенты разрабатывают стратегии на основе небольшого числа положений, полученных в результате социализации. Эти стратегии, будучи бессознательными, адаптированы к потребностям социального мира.

Исследования Бурдьё структурированы вокруг ключевых концептов: габитус как принцип действия агентов, поле как пространство фундаментальной социальной борьбы, культурный капитал как ключевой из ресурсов и символическое насилие в качестве главного механизма навязывания господства. Все эти понятия сейчас широко используются в социологии и социальной антропологии:40.

Пьер Бурдьё, единственный ребёнок в семье, родился в 1930 году в Дангене, небольшой деревне в исторической области Беарн, в западной части департамента Атлантические Пиренеи. Его отец, выходец из мелкого крестьянства, был крестьянином, а затем работал почтальоном, не покидая сельской среды. Мать Бурдьё имела сходное социальное происхождение, хотя и несколько более высокое, так как её предки были мелкими собственниками.

Учёба

Бурдьё был интерном в лицее Луи-Барту в городке По, учился отлично, его заметил один из учителей, выпускник Высшей нормальной школы, который посоветовал ему записаться на подготовительные курсы по гуманитарным наукам в престижном Лицее Людовика Великого в Париже в 1948 году.

В 1951 году Бурдьё был принят в Высшую нормальную школу, где встретил своих одноклассников по подготовительным курсам — Жака Дерриду и Луи Марина. В то время во французской философии доминировал Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. Бурдье реагирует как многие представители его поколения:124, которые ориентировались на изучение «основных течений»:21 философии: центр притяжения истории философии был близок к истории науки, представленный Маселем Геру и Жюлем Вильеманом, эпистемологию преподавали Гастон Башляр и Жорж Кангильем.

В 1953 году Бурдьё защитил диплом на тему «Начал» Лейбница под руководством Анри Гуйе. В продолжение исследований он посетил цикл семинаров Эрика Вейля по философии права Гегеля в Практической школе высших исследований. Став внештатным преподавателем философии в 1954 году, он начал подготовку диссертации по философии Жоржа Кангильема, посвященной темпоральным структурам эмоциональной жизни, однако оставил эту работу в 1957 году, чтобы посвятить себя полевой этнологии, что означало понижение в академической карьере (он описал эту часть своего академического пути в мемуарах «Эскиз для самоанализа»).

Начало карьеры

Жорж Кангильем устраивает своего аспиранта недалеко от Парижа, учителем средней школы в Мулене в 1954—1955 годах. После отказа от обязательной военной службы, его переводят в Армейскую психологическую службу в Версале. У него находят цензурированный номер «L’Express» по алжирскому вопросу. Бурдьё теряет свое назначение по дисциплинарным причинам, но его достаточно быстро переводят в Алжир в связи с войной, где он пробыл два года:54.

Вначале он служит в небольшом cкладском отделении. Затем, благодаря своим редакторским способностям, он занят в правительственных службах под началом Роберта Лакоста. Желая продолжать исследования в Алжире, Бурдьё работает с 1958 по 1960 год лаборантом на филологическом факультете университета в Алжире:634.

Алжир: переход к социологии

Алжирский период стал для Бурдьё определяющим: именно там решилась его карьера социолога. Оставив изучение философии, он выполнил в Алжире серию работ по этнологии, которые вылились в нескольких книг. Первые исследования привели его в регионы Кабилия и Колло, оплоты местного национализма, где бушевала война. «Социология Алжира», обобщившая существовавшие знания об этих трех французских департаментах, была опубликована в научно-популярной серии «Что я знаю?» в 1958 году. В данном исследовании Бурдьё анализировал влияние колониализма на распад традиционного уклада жизни.

После провозглашения независимости Алжира в 1963 году, в соавторстве с Аленом Дарбелем, Жан-Полем Риве и Клодом Себелем он опубликовал «Труд и рабочие в Алжире», исследование наемного труда и формирования городского пролетариата в Алжире. В 1964 году Бурдьё публикует работу «Искоренение. Кризис традиционного сельского хозяйства в Алжире», написанную вместе с алжирским коллегой Абдельмалеком Сайядом, посвящённую разрушению сельского хозяйства и традиционного общества и политике французской армии по переселению местного населения. После возвращения во Францию Бурдьё продолжает собирать во время отпуска новые данные о городском и сельском Алжире.

Этнологическая площадка Кабилии оказала решающее влияние на дальнейшие исследования Бурдьё, несмотря на то, что позже он туда больше не ездил. Именно в ходе этнологических экспедиций, интервьюирования и сбора данных семейных генеалогий Бурдьё впервые сформулировал свою теорию действия:560. Его главные труды по теории действия «Эскиз теории практики» (1972) и «Практический смысл» (1980) отталкиваются от антропологического анализа традиционного общества Кабилии. Его работа о гендере «Мужское господство» (1998) также основана на анализе механизмов воспроизводства мужского господства в традиционном кабильском обществе.

Алжирские полевые исследования основывались в том числе и на практике фотографирования, некоторые фрагменты фотографий иллюстрируют книги Бурдьё, изданные им самим. В 2012 году снимки, сделанные Бурдьё пятьдесят лет назад, стали предметом первой персональной выставки, организованной в Туре.

Дальнейшая карьера

В 1960 году он вернулся в Париж, чтобы стать ассистентом Раймона Арона в Парижском университете. При поддержке Арона Бурдье основал в 1968 году научно-исследовательское учреждение Центр европейской социологии.

Молодой ассистент Арона получил должность лектора в университете Лилля, которую он занимал до 1964 года, продолжая читать лекции и организовывать семинары в Париже. В Лилле вновь общается с Эриком Вейлем, а также знакомится с историком Пьером Видаль-Наке и, что особенно важно, со сторонником герменевтики, философом и германистом Жаном Боллаком, который становится его верным другом.

В 1962 году Бурдьё женился на Мари-Клэр Бризард, с которой у него было трое детей: Жером, Эммануэль и Лоран. В середине 1960-х вместе с семьей он переехал в Антони, городок в южном пригороде Парижа. Пьер Бурдьё интересовался велосипедным Тур де Франс и показывал хорошие результаты во многих индивидуальных и командных видах спорта, таких как теннис и регби.

Высшая школа социальных наук

С 1964 года Бурдьё работал в Практической школе высших исследований в Париже, а с 1975 года — в Высшей школе социальных наук, отделившейся от Практической школы высших исследований. В 1964 году он начинает сотрудничество с Жан-Клодом Пассероном, которое вылилось в публикацию книги «Наследники: студенты и культура», имевшую мгновенный успех и способствовавшую известности Бурдьё в социологии.

Публикацией работ «Очерки социального использования фотографии» (1965) и «Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика»(1966 и 1969), написанной в соавторстве с социологами Люком Болтански, Робером Кастелем и Жан-Клодом Шамбердоном, Бурдьё начинает серию исследований, посвященных культурным практикам, которые являются существенной частью его социологических трудов последующего десятилетия, и завершает их книгой «Различение. Социальная критика суждения» (1979), которая стала его наиболее известной и цитируемой работой. Она занимает шестое место среди десяти самых важных книг мировой социологии XX века по классификации Международной социологической ассоциации.

Директор исследовательского центра

После событий мая 1968, Бурдьё разрывает отношения со своим учителем Раймоном Ароном, либеральным философом, не одобрявшим это социальное движение. В 1968 году Бурдьё основывает Центр социологии образования и культуры, отделившийся от Центра европейской социологии. В том же году он публикует (совместно с Жан-Клодом Шамборедоном и Жан-Клодом Пассероном) трактат «Профессия социолога. Эпистемологические прелиминарии», в котором излагались методы социологии. Труд планировался в трех томах. Второй том был посвящен символам в обществе и имел четкую структуру.

В 1985 году Пьер Бурдьё становится директором Центра европейской социологии. Национальный центр научных исследований в 1997 году осуществляет слияние Центра с Центром социологии образования и культуры. Организация в новом виде сохраняет задачи двух организаций-предшественников и возглавляется учеником Бурдьё Реми Ленуаром.

Признание исследований Пьера Бурдьё постепенно выходит за рамки французской социологии. Он приобретает влияние среди историков, особенно в Высшей школе социальных наук. В 1970-е годы началось его признание в англосаксонской научной среде. К концу 1980 годов Бурдьё занимал в США второе место в индексе цитируемости французских интеллектуалов, после Мишеля Фуко:2. В Германии работы Бурдьё были опубликованы на 10 лет позже. Международное признание позволило Бурдьё много путешествовать и участвовать в многочисленных конференциях, в основном в англосаксонских странах, Японии, Германии и Скандинавии.

Коллеж де Франс

В 1981 по 2001 год Бурдьё возглавлял кафедру социологии в Коллеж де Франс. Он был первым социологом, получившим в 1993 году золотую медаль НЦНИ — самую престижную французскую награду в сфере науки (ранее премию получали в основном представители естественных наук). Этот факт подчеркивает парадокс человека, который, оставаясь вдали от ведущих академических учреждений и написав о них критическое исследование (книга «Гомо Академикус»), тем не менее осуществил одну из наиболее образцовых из возможных «карьер».

Издательская деятельность

Наряду с академической карьерой, Бурдьё вел серьезную издательскую деятельность, что позволило ему в полной мере распространять свои идеи. С 1964 по 1992 год он был редактором серии «Здравый смысл» в издательстве «Editions de Minuit», в 1993 году поменял издателя, уйдя в «Éditions du Seuil»:2. В этой серии Пьер Бурдьё опубликовал большую часть своих книг, а также книг своих последователей, содействуя тем самым популяризации своих идей. Бурдьё также публиковал классиков социологии (Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс и др.) и философии (Эрнст Кассирер, Эрвин Панофский и т. д.). В серии публиковались переводы трудов ведущих американских социологов, таких, как Ирвин Гофман. В «Éditions du Seuil», он основал серию «Liber», продолжая линию серии «Здравый смысл».

В 1975 году Бурдьё создает, при существенной поддержке Фернана Броделя, журнал «Труды исследований в области социальных наук», которым он руководил до самой смерти. Данное издание стало местом публикаций его работ и работ его учеников. Оно отличается от традиционных академических журналов наличием многочисленных иллюстраций (фотографий, комиксов и т. д.) и большим форматом.

В 1995 году, после общественных волнений ноября-декабря во Франции, Бурдьё основал издательство «Raisons s`agir» («Причины действия»), которое издавало одновременно социальную публицистику и научные исследования, в том числе и молодых учёных, его последователей, и вело целенаправленную критику неолиберализма.

Политическая активность

С начала 1980-х годов Пьер Бурдьё стал более активно участвовать в общественной жизни. Он поддержал движение «Солидарность», отчасти из-за просьбы Мишеля Фуко. В 1981 Бурдье, совместно с Жилем Делезом и прочими интеллектуалами, поддержал решение комика Колюша участвовать в президентских выборах. Бурдьё видел в выдвинутых против кандидатуры Колюша обвинениях в пужадизме желание политиков сохранить свою монополию на политическое представительство и защитить себя от угрозы со стороны «игрока», который отказывался от обычных правил политической игры и разоблачал таким образом неправомерность этих правил. Однако полноценно участвовать в политической жизни Бурдье стал лишь в 1990-е годы, превратившись в заметную фигуру среди вовлеченных в политику интеллектуалов. В центре его политической активности находится критика распространения неолиберализма и политического демонтажа институтов социального государства, начиная с выхода в 1993 году коллективной монографии «Нищета мира» (1993), имевшей большой общественный резонанс. Бурдьё со своими единомышленниками занимает критически социологическую и политически ангажированную позицию, говоря о разрушительных последствиях неолиберальной политики и выступая на стороне социально незащищенных слоев: алжирских эмигрантов, безработных, молодежи, крестьян. При этом Бурдье не относил себя к какой-либо политической партии.

О вовлеченности в политику

Я сам стал жертвой этого морализма нейтральности, невмешательства ученого. В то время я ошибочно запретил себе сделать некоторые очевидные выводы из своих социологических исследований. С уверенностью в себе и признанием, которые пришли с возрастом, а также под давлением крайней политической необходимости, я был вынужден вторгнуться на территорию так называемой политики. Если бы можно было говорить о социальной жизни и не быть вовлеченным в политику!

П. Бурдьё, 1998

Во время гражданской войны в Алжире он был членом Международного комитета поддержки алжирской интеллигенции.

В ходе забастовок в ноябре—декабре 1995 года он поддерживает бастующих рабочих в их протестах против инициированной правительством Алена Жюппэ реформы страховой системы, считая её настоящей целью укрепление позиций правительства на мировых финансовых рынках. Он резко критикует преемника Жюпэ Лионеля Жоспена и называет Блэра, Жоспэна и Шрёдера «неолиберальной тройкой». В 1996 году является одним из инициаторов создания «Генеральных штатов общественного движения», включающих представителей интеллектуалов, профсоюзов и общественных ассоциаций, а зимой 1997—1998 годов поддерживает движение безработных, которое оценивает как «социальное чудо».

В декабре 1999 года на франко-немецком телеканале Arte вышла передача, где Пьер Бурдьё и Гюнтер Грасс, обсуждая итоги ХХ века, затронули роль интеллектуала в политике и cоциальные проблемы современности, связанные с глобальным наступлением неолиберализма.

Социальная критика капитализма и мнение о возможности альтернативы сделали Бурдьё одной из ведущих фигур зарождающегося движения альтерглобалистов:40. Его взгляды по данным темам в основном выражены в двух книгах под общим названием «Неприятные последствия» (1998).

Противостояние со СМИ

Бурдьё, будучи популярной фигурой, подвергался критике со стороны всех направлений политического спектра и в итоге стал, по выражению одного журнала, «самой медийной персоной из антимедийных персон». Вокруг него велось множество споров по поводу критики им медийного пространства и его анти-неолиберальной позициии. Участие в программе «Arrêt sur images» 20 января 1996 года явилось ключевым эпизодом в отношениях Бурдьё со СМИ. Передача состоялась после забастовок в ноябре—декабре 1995 года и планировалась как обсуждение роли телевидения в их освещении. Бурдьё был главным гостем и, желая подвергнуть критике телевидение, в свою очередь подвергся атакам со стороны других приглашенных, журналистов Гийома Дюрана и Жанa-Мари Кавада и ведущего передачи Даниэля Шнайдермана. За передачей последовал другой выпуск программы, где уже без участия Бурдьё он был подвергнут критике, а затем состоялась открытая полемика Бурдьё в газете «Le Monde Diplomatique» с режиссёром и ведущим программы. Данный конфликт имел большой общественный резонанс и вызвал публикацию ряда книг о СМИ.

Бурдьё увидел в состоявшейся передаче подтверждение своего мнения о невозможности критиковать телевидение на телевидении. Вскоре он написал небольшую книгу «О телевидении» (1996), в которой стремился показать, что порядки телевизионных программ организованы таким образом, что они производят мощную цензуру в тех случаях, когда критикуется господствующий порядок. Книга имела большой успех и была переведена на 26 языков.

Смерть

Пьер Бурдьё умер 23 января 2002 года от рака легких в больнице Санкт-Антуан, после перенесённых серьёзных болей в спине неизвестного происхождения. В последние месяцы он работал над теорией полей и начал писать оставшуюся незавершённой книгу о художнике Эдуарде Мане. Бурдьё рассматривал Мане в качестве центральной фигуры символической революции, давшей независимость современному полю искусства. Незадолго до своей смерти Бурдьё завершил книгу «Эскиз для самоанализа», которую он отказывался считать автобиографической, пытаясь, тем не менее, проанализировать свою социальную и интеллектуальную траекторию, с помощью собственных теоретических инструментов. Законченная рукопись была направлена немецкому издателю и опубликована в 2002 году в Германии. В 2004 году она вышла во Франции:23.

Смерть Бурдьё имела значительное освещение в СМИ, что отразило его международную известность.

Его могила находится в кладбище Пер-Лашез в Париже, недалеко от могилы Сен-Симона.

Владелец страницы: нет
Поделиться