Минков Марк Анатольевич
Минков Марк Анатольевич

Минков Марк Анатольевич — Биография

Марк Анато́льевич Минко́в (25 ноября 1944 — 29 мая 2012) — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации (2003). Ученик Арама Хачатуряна.

Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов композиторов, был президентом Гильдии композиторов кино. Написал музыку к более чем 60 кино- и телефильмам. Среди них — фильмы «Следствие ведут знатоки», «В зоне особого внимания», «Незнайка с нашего двора», мультфильм «В порту». Вопреки распространенному мнению, композитором фильма «Мы из джаза» был не Марк Минков, а Анатолий Кролл, Минков лишь написал две песни.

Был действительным членом Российской киноакадемии «Ника», членом Союза композиторов (1970), членом Союза кинематографистов (1981). В 2001 году получил премию МВД Российской Федерации за музыку к телефильму «Следствие ведут знатоки».

Автор опер, балета, музыки к спектаклям и фильмам. Был награждён золотой Пушкинской медалью (1999) «за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве».

Родился 25 ноября 1944 года в Москве в семье Анатолия Евсеевича Минкова и Фаины Михайловны Лигорнер. Произошло это, согласно воспоминаниям матери, во время салюта в честь освобождения советскими войсками одного из городов.

С раннего детства Марк любил петь и напевал почти постоянно, где бы он ни находился. Его музыкальным воспитанием вначале занималась бабушка. Примерно в 5 лет ему купили пианино, и он стал сочинять, не зная нот и записывая музыку значками, которые придумал сам. В 6 лет мальчика отдали в музыкальную школу, но учительница быстро поняла, что из её ученика не получится дающего концерты пианиста, композицию же в школе не преподавали. Самого Марка также интересовало не повторение гамм, а творчество. В итоге он ушел из школы и стал заниматься музыкой дома, с учителями, а затем поступил сразу в третий класс музыкальной школы при Московской консерватории, где обучался композиции. Преподавателями Марка Минкова были сначала Александр Пирумов, а затем Николай Сидельников. В 1960 году Минков поступил в музыкальное училище при консерватории, одновременно продолжая заниматься у Сидельникова.

Окончив училище в 1964 году, Минков стал студентом консерватории (класс Арама Хачатуряна). Уже в первые два года обучения он написал вокальные циклы на стихи Роберта Бёрнса и Александра Блока. Цикл на стихи Блока «Балаганчик», состоящий из шести романсов, стал потом частью обязательной программы на конкурсах имени Глинки; романс «Вербочки» из этого цикла исполнял на концертах И. С. Козловский. В 1990-е Кристина Орбакайте сделала из этого романса эстрадную песню.

Окончив в 1969 году консерваторию, Марк Минков подал заявление о вступлении в Союз композиторов СССР, куда и вступил через год, так исполнив ряд своих произведений (это было необходимой процедурой), что восхищённый Вано Мурадели расцеловал Минкова.

В том же, 1970 году поступило приглашение написать музыку для многосерийного телефильма «Следствие ведут знатоки». Главную мелодию Минков сочинил с необычайной быстротой и даже помедлил, прежде чем сообщить об этом на телевидение. Песня на слова Анатолия Горохова сразу же запомнилась и полюбилась зрителям, получила большой успех, стала неформальным гимном милиции. Любопытно, что, может быть, самым известным произведением композитора, который и до, и после этого испытывал большой интерес к серьёзной поэзии, стала песня, где есть строка: «Если кто-то кое-где у нас порой…».

В начале 1970-х Минков написал вокальный цикл «Плач гитары» на стихи Федерико Гарсиа Лорки, который исполнила Зара Долуханова. В нескольких конкурсах имени Чайковского цикл входил в обязательную программу вокалистов. Вскоре сотрудничавший с Аркадием Райкиным сатирик Владимир Поляков познакомил Марка Минкова с Наталией Сац. Послушав произведения композитора, Наталия Сац предложила ему написать для своего театра новогоднюю детскую оперу. Этот разговор происходил в начале ноября; за поразительно короткий срок Минков пишет «Волшебную музыку, или Давайте делать оперу» (1974). Этот спектакль много лет с успехом шёл на новогодних ёлках, а в 1982 году получил Гран-при на Фестивале музыкальных театров (Гамбург). Затем театр гастролировал со спектаклем по США. В 1975 году, сразу после создания детской оперы, Минков написал ораторию «Колокол».

После успеха в сериале «Следствие ведут знатоки» к Минкову стало приходить множество предложений написать музыку для фильмов или спектаклей. Он был композитором спектакля Театра имени А. С. Пушкина «Мужчины, носите мужские шляпы», в котором одна из актрис исполнила его песню «Не отрекаются, любя» на стихи Вероники Тушновой. Затем Минков предложил песню Алле Пугачёвой, в чьём исполнении та стала популярной и не забыта до сих пор. (В 2008 году вышел фильм с таким названием, где главную мужскую роль сыграл Александр Домогаров; сама песня там не звучала, а Минков не участвовал в работе над фильмом). Из музыки для спектакля Центрального детского театра возникла песня «Эти летние дожди» на стихи С. И. Кирсанова, также ставшая популярной в исполнении Пугачёвой. Сотрудничество композитора с известной певицей продолжалось и дальше («Ты на свете есть» на стихи Л. П. Дербенёва, «Монолог» на стихи М. И. Цветаевой, «На дороге ожиданья» на стихи Ю. С. Энтина, «А знаешь, всё ещё будет» на стихи Тушновой).

В фильме «Приказ — огонь не открывать» прозвучала ставшая популярной в исполнении Валентины Толкуновой (в фильме спетая Жанной Рождественской) песня Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны». Помимо песен, Минков писал концерты для фортепиано и струнные концерты, он — автор мюзиклов «Робин Гуд» (1980) и «Мустафа» (1983). Для Валентины Толкуновой Минков написал песни «Деревянные лошадки», «Где ты, гармонь певучая» и другие.

В 1982 году Минков закончил балет «Разбойники» по мотивам одноимённой пьесы Фридриха Шиллера. Балет поставил в Ленинградском малом оперном театре Николай Боярчиков, бывший также автором либретто. В конце 1980-х Марк Минков написал ещё одну оперу для театра Наталии Сац — «Не буду просить прощения».

В 1992 году Минков написал совместно с поэтом Юрием Рыбчинским оперу «Белая гвардия», которая не была поставлена. Минков сотрудничал с Театром Антона Чехова, написав музыку для спектаклей Леонида Трушкина «Поза для эмигранта», «Ужин с дураком», «Шалопаи, или Кин IV», «Смешанные чувства», «Морковка для императора». Также писал музыку к фильмам; его последними работами как кинокомпозитора стали «Эффект домино» и «Наваждение».

Скоропостижно скончался от сердечного приступа на своей даче 29 мая 2012 года. На прощании с Марком Минковым в Доме Кино выступили Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Юрий Энтин, Александр Градский, Геннадий Хазанов, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, Анатолий Кролл и другие. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

Лучше Марка я мало кого знаю — как он формировал контрапункт, его аранжировки удивительны, его проигрыши по качеству мелодичности могут быть такого же уровня и качества мелодичности, как сама песня. …раз — и зазвучит эта музыка и понятно, что есть такие люди, которых по пальцам можно пересчитать, буквально по пальцам. И вот теперь одного из этих великих людей нет. Это ужасно. Это огромная потеря. Нам остается только слушать то, что он делал, пытаться взглянуть на что-то по-новому и сохранять память о нем, а память о музыканте сохраняется прежде всего в его профессиональных качествах, а они у него изумительные. Мы будем помнить, пока мы сами живы.

— Александр Градский

Владелец страницы: нет
Поделиться