Вейнберг Борис Петрович
Вейнберг Борис Петрович
20.07.1871 — 18.04.1942

Вейнберг Борис Петрович — Биография

Борис Петрович Вейнберг (20 июля 1871, Петергоф — 18 апреля 1942, Ленинград) — российский и советский физик, гляциолог.

Родился в Санкт-Петербургской губернии. Сын поэта Петра Исаевича Вейнберга, отец инженера-теплотехника, доктора технических наук, лауреата Сталинской премии Всеволода Борисовича Вейнберга, племянник писателя Павла Исаевича Вейнберга, двоюродный брат композитора Якова Владимировича Вейнберга и беллетриста Павла Павловича Вейнберга.

С детства интересовался физикой. Окончил гимназию Я. Г. Гуревича и физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1893). Один из инициаторов открытия Санкт-Петербургских высших женских курсов.

В 1909 переехал в Томск, заведовал кафедрой физики в Томском технологическом институте (1909—1924), одновременно читал курсы лекций в Томском университете и на Сибирских высших женских курсах.

Тридцативосьмилетний физик в 1909 году, объединившись с коллегами - профессорами В.П. Алексеевым и В. Л. Малеевым, предлагает создать в технологическом институте - будущем политехническом университете - кафедру воздухоплавания. Прошение разрешить открыть новую кафедру отправляется в профильное Министерство - народного просвещения.

Одновременно инициативная группа обращается в Томскую городскую Думу с просьбой выделить участок для устройства аэротехнической лаборатории и аэродрома - просьбу удовлетворяют, выделив муниципальную землю на окраине города.

Из столицы приходит отказ - Министерство ссылается на недостаток средств в бюджете и идея с кафедрой погибает на корню. Но трудности не останавливают - и в 1910 году томичи с подачи Вейнберга создают второй в России (первый был организован в Москве отцом русской авиации Н. Е. Жуковским) аэротехнический кружок.

Во внеурочное время и на личные средства преподаватели и студенты занимаются изучением теории воздухоплавания, чтобы затем приступить к созданию летательных аппаратов собственной конструкции. - сначала воздушных змеев, затем планеров. В феврале 1911 года двухместный летательный аппарат впервые поднимается в небо над Лагерным садом Томска - это первый летательный аппарат тяжелее воздуха, сделанный в Сибири . Кстати, именно в этом кружке начинал будущая звезда отечественной авиации - Н. И. Камов, а его будущий заместитель М. Л. Миль в двенадцатилетнем возрасте - в 1921 г. - сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.

В рамках кружка в 1913 году была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. Годом позже выступил в Петербурге с лекцией, в которой предложил проект вакуумного транспорта на магнитном подвесе, чем произвёл большое впечатление на присутствовавших, в частности на известного популяризатора науки Якова Перельмана.

Член Томской городской думы. В 1918 году — член сибирской областной думы от фракции областников и беспартийных.

С 1923 создатель и директор одного из первых НИИ в Сибири — Института изучения Сибири (ныне Сибирский физико-технический институт).

С 1924 директор, затем действительный член Главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге.

Редактор журнала «Природа в школе». Автор около 113 публикаций. Печатался в «Журнале Русского физико-химического общества», «Вестнике Западного Новороссийского университета», Метеорологическом вестнике, «Русской школе», «Журнале для всех», «Научном обозрении» и других. С 1940 — начальник отдела Научно-исследовательского института земного магнетизма.

Как специалист по изучению льда, участвовал в создании дороги жизни в осаждённый фашистами Ленинград. Погиб там же от голода, похоронен в братской могиле, точное место захоронения неизвестно.

Владелец страницы: нет
Поделиться