Исмагилов Загир Гарипович
Исмагилов Загир Гарипович

Исмагилов Загир Гарипович — Биография

Заги́р Гари́пович Исмаги́лов (башк. Исмәғилев Заһир Ғарип улы; 1916/1917 — 2003) — советский башкирский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, академик АН РБ. Народный артист СССР (1982). Член ВКП(б) с 1943 года.

Родился композитор 26 декабря 1916 (8 января 1917 год) в деревне Верхне-Серменево, (ныне — Серменево, Белорецкого района Башкортостана, Россия), в семье лесоруба. В семье Исмагиловых было ещё три брата и сестра, умершая в 1921 году от тифа.

Учился Загир в селе Нижне-Серменево в башкирской школе-семилетке. С ранних лет будущий композитор увлекался национальной музыкой, играл на курае. В 1932 году он поступил учиться в Инзерский лесохимический техникум. Окончив его досрочно, стал работать в Белорецком леспромхозе таксатором. В 1935 году в Белорецк на гастроли приехал Башкирский академический театр драмы. Загир заменил в спектакле заболевшего артиста кураиста. Артист театра, А. Мубаряков, пригласил его принять участие в работе драматического театра Уфы, где он по вечерам выступал в качестве кураиста, а днём обучался в музыкальной студии, открывшейся в Уфе (ок. 1936).

В 1937 году Исмагилов поступил учиться в башкирскую студию при МГК имени П. И. Чайковского.

Во время Великой Отечественной войны работал в Уфе, участвовал в концертах фронтовых бригад, писал песни патриотического содержания.

После завершения обучения в студии (1948), он заканчивает композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции В. Г. Фере (1954). Дипломная работа композитора — опера «Салават Юлаев».

Произведения композитора исполнялись в России, бывших национальных республиках Союза (ныне СНГ) и за рубежом (Болгарии, Китае, Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия», имеются в фондовых записях Всесоюзного, башкирского радио и TV.

Творчество композитора масштабно. Огромный вклад З. Исмагилов внес в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. Идейная направленность и тематика произведений созвучна времени и отражает гражданско-патриотическую, национальную направленность творчества, утверждающую темы дружбы и любви. В своем творчестве композитор продолжает развивать традиции классиков русской музыкальной культуры, их исторических и музыкально-драматических концепций (М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина).

Исмагилов тяготеет к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека. Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря», где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона (1812). В центре оперы «Акмулла»- образ башкирского поэта-просветителя XIX века. К разновидности лирико-драматических сочинений относятся оперы «Шаура» и «Волны Агидели»; «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай» — бытовой музыкальной комедии.

Композитор внес значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, цикла («Я — россиянин», «Слово матери» и др.), симфонической музыки (Концерт и Концертино для фортепиано с оркестром, «Праздничная увертюра», Симфоническая сюита). Свыше 300 песен и романсов составляют камерно-вокальную сферу интересов композитора. Он является одним из ведущих композиторов-песенников, продолжающих развивать традиции русского романса и бытовой песни. В них нашли воплощение тонкие субъективно-лирические, настроения, зарисовки природы, юмористические жанровые сценки: «Лети, мой гнедой» (сл. Н. Идельбая), «Соловей» (Сл. Я.Кулмыя), «Котелок» (ст. Н. Наджми), «Чай грузинский, мед башкирский» (сл. С. Кудаша) и т. д.

Композитор выступает продолжателем музыкально-стилистических традиций романтизма, господствующей в его творчестве становится сфера лирической экспрессии в самых различных своих проявлениях. Музыкально-стилистической основой сочинений З. Исмагилова стал башкирский фольклор, определивший песенно-вокальную природу его творчества, диатонический склад мелодического мышления, синтезирующего пентатонику, натуральные диатонические лады и вариантно-вариационные приемы развития с европейской ладотональной системой, гармонией, полифонией.

Председатель Верховного Совета Башкирской АССР 6-8-го созывов.

Член Союза композиторов СССР с 1942 года. B 1941-44 годы ответственный секретарь, в 1954-78 годы — председатель союза композиторов Башкирской АССР, секретарь СК РСФСР (с 1960), первый ректор и создатель Уфимского института искусств (1968—1988), (профессор с 1977)

Произведения композитора исполнялись в СССР и за рубежом.

Главная особенность музыкальных произведений Загира Исмагилова — тесная связь с башкирским музыкальным фольклором.

Скончался 30 мая 2003 года в Уфе после продолжительной болезни. Похоронен на Магометанском кладбище в Уфе.

Дочь композитора, Исмагилова, Лейла Загировна, известный башкирский композитор, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, член Союза композиторов РФ (СССР) и РБ, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Шостаковича (1983). Председатель Союза композиторов РБ (с 9 декабря 2013 года).

Владелец страницы: нет
Поделиться