Альборето Микеле

Альборето Микеле — Биография

Микеле Альборето (итал. Michele Alboreto, 23 декабря 1956, Милан — 25 апреля 2001, Лаузитцринг) — итальянский автогонщик Формулы-1, один из самых титулованных итальянских пилотов в истории. Вице-чемпион мира 1985 года, победитель 24 часов Ле-Мана, чемпион мира Формулы-3. Погиб во время тестов спортпрототипа «Ауди-R8» на Лаузитцринге в 2001 году.

Ранние годы

Гоночную карьеру начал в 1976 с выступлений на автомобиле собственной конструкции в Формуле-Монца. Добиться особого успеха этот автомобиль не позволял, и двумя годами позже Альборето перешел в итальянскую Формулу-3, где смог выйти на первые роли и начать побеждать. В 1979 году он стал вторым с тремя победами, а еще через год ему досталось третье место в итальянском и титул в общеевропейском чемпионате. Эти успехи позволили ему перейти в Формулу-2 в Минарди, где он завоевал единственную победу этой команды и стал в чемпионате восьмым. Что важнее, все успехи в младших формулах привлекли к нему внимание Кена Тиррелла, который и предоставил ему место в своей команде Формулы-1 — всего через пять лет после начала занятий гонками.

Гонки спорткаров

Помимо выступлений в формулах, Альборето также был приглашен фирмой Лянча выступать свободное от других гонок время на этапах Мирового чемпионата автопроизводителей. В 1980 сезоне он четырежды подменял то Вальтера Рёрля, то Эдди Чивера и смог трижды финишировать вторым и один раз — четвертым. На следующий год он продолжил выступать в таком режиме несмотря на то, что он был занят теперь не только в Формуле-2, но и в Формуле-1. В этом же году он впервые участвовал в 24 часах Ле-Мана, причем стал лучшим из пилотов Lancia — восьмое место в общем зачете, второе в классе. Позже удалось и победить — в 6 часах Уоткинс-Глен в паре с Риккардо Патрезе. В зачете чемпионата он также стал лучшим из Lancia.

После перехода Lancia в другой класс выступлений в 1982 году и концентрации усилий только на гонках на выносливость, успехи Микеле вышли на новый уровень. В чемпионате было всего несколько гонок и почти все они проходили в Европе, так что он участвовал во всех этапах. Несмотря на некоторые проблемы с надежностью, Альборето в паре с Патрезе победил в 1000 километрах Сильверстоуна и 1000 километрах Нюрбургринга, где к экипажу присоединился Тео Фаби. Однако, в Ле-Мане прошлогоднего успеха повторить не удалось — сход из-за поломки двигателя. В Спа также не удалось финишировать из-за технических неполадок на последних кругах. Тем не менее, в Муджелло Альборето смог победить в третий раз в сезоне, на этот раз в компании с Пьеркарло Гиндзани. Попав в аварии на последних двух гонках, Микеле стал в чемпионате пятым.

Альборето остался одним из основных гонщиков команды и в 1983, когда Lancia снова сменила категорию. Он финишировал девятым на первом для нового автомобиля Lancia LC2 соревновании — в 1000 километрах Монцы. Надежностью автомобиль не отличался, и вновь финишировать удалось только на пятом этапе, где он стал 11-м. Оставшиеся этапы команда решила пропустить, а впоследствии Альборето не захотел возобновлять выступления в гонках на выносливость, предпочтя Формулу-1.

Формула-1

Тиррелл (1981—1983)

В команде Тиррелла Альборето заменил не блиставшего успехами аргентинца Рикардо Сунино. Дебют состоялся в Имоле на Гран-при Сан-Марино и оказался неудачным — в середине гонки Микеле столкнулся с земляком Беппе Габьяни, выступавшем за Озеллу, и сошел. Под стать началу оказался и весь сезон — в очках финишировать он ни разу не смог, а дважды даже не прошел квалификацию. Лучшим результатом стало девятое место в Нидерландах. Следующий сезон оказался удачнее — уже на втором этапе удалось финишировать в очках, на четвертом — завоевать место на подиуме, а в последней гонке сезона в Лас-Вегасе Альборето победил. Всего за сезон набралось 25 очков, что позволило занять 8-е место в чемпионате.

На следующий год также удалось подняться на верхнюю ступень подиума — в Детройте, после неожиданного схода Нельсона Пике из-за прокола, Микеле завоевал последнюю победу для автомобилей с атмосферным двигателем вплоть до конца турбо-эры. Кроме этой победы, финишировать в очках удалось лишь раз, и по окончании сезона итальянец оказался на 12-м месте с десятью очками. В этот момент очень вовремя поступило предложение от Феррари, впечатленного успехами юного гонщика, заменить Патрика Тамбэ за рулем второго болида команды. Альборето стал первым итальянцем за рулем алого автомобиля почти за десятилетие — до этого последним из итальянских пилотов Феррари был Мерцарио, выступавший в 1973.

Феррари (1984—1988)

К моменту прихода Альборето Феррари была на подъеме — в прошедшем сезоне ее гонщики четырежды побеждали, заняв третье и четвертое места в чемпионате пилотов, а сама команда завоевала два последних кубка конструкторов. В первых гонках Микеле удалось поддержать подобный уровень и уже на третьем этапе в Бельгии он победил, завоевав поул. При этом он оказался первым за 18 лет итальянцем, победившим за рулем алых машин — последним был Лудовико Скарфиотти, выигравший Гран-при Италии 1966. Еще трижды удалось финишировать на подиуме — два вторых места (в Италии и на Нюрбургринге) и одно третье (в Австрии), но большего добиться не позволили частые поломки. Всего в сезоне Альборето заработал 30,5 очков, чего хватило на четвертое место в чемпионате. Нецелое количество очков образовалось из-за того, что Микеле получил половинку очка за финиш на 6-м месте в Гран-при Монако, досрочно прерванном из-за дождя. Так как в гонке было пройден всего 31 круг, гонщики получили лишь половину из причитающихся очков.

Следующий сезон позволил пилоту улучшить и без того хорошие результаты. Он с первых гонок ввязался в борьбу за титул, дважды побеждал (в Канаде и Германии), еще шесть раз финишировал на подиуме и долгое время лидировал в чемпионате. К сожалению, в конце сезона его постигла настоящая эпидемия сходов — целых пять раз подряд из-за механических поломок он не смог добраться до финиша. Несмотря на сходы, 53-х заработанных очков все же хватило для второго места в чемпионате. По мнению журналиста Найджела Робака, Микеле в том сезоне был единственным реальным соперником Алена Проста.

Сезон 1986 года оказался хуже предыдущего. Новая машина Феррари, F1/86 оказалась медленнее своего предшественника, к тому же еще ухудшилась и так невысокая надежность. Побед добиться не удалось, более того, финиш на подиуме случился всего один, в Австрии — и то только потому что пилоты Уильямса сошли в полном составе. В чемпионате Альборето занял девятое место с 14-ю очками.

Присоединение Герхарда Бергера к команде в начале 1987 сезона положило конец лидерству Альборето в команде — австриец дважды победил и почти вдвое опередил итальянца по результатам сезона. Все, чего смог добиться Микеле — это несколько подиумов. 1988 год стал для него последним в Феррари — на трассах доминировали Макларены, а партнера опередить не удавалось. Единственный раз, в Италии, оба Макларена сошли но выиграл все равно Бергер, а Альборето финишировал только вторым. В результате команда не стала продлять с итальянцем контракт, и он остался без места. Получив такое известие в середине сезона, Микеле стал искать варианты и казалось бы договорился с Френком Уильямсом, но вместо него взяли бельгийца Тьерри Бутсена.

За рулем Феррари Альборето провел 80 гран-при, что в тот момент стало рекордом. Превзойти его удалось Бергеру лишь в 1995 году.

Дальнейшая карьера

Оставшись без места, первое время Альборето даже собирался заканчивать карьеру, но вскоре получил предложение от Тиррелла. Спонсорскую поддержку гонщику оказала табачная фирма Marlboro. Отношения с боссом команды Кеном Тирреллом, однако, скоро испортились. Команда явно отдавала предпочтение его партнеру, Джонатану Палмеру — так, на Гран-при Монако Микеле пришлось выступать на старом болиде Tyrrell 017, тогда как новый болид 018 достался Палмеру. Последовавший со стороны итальянца бойкот четверговой тренировки, который тот совершил в знак протеста против такого фаворитизма, тоже не прибавил ему популярности в команде. Делу не помог ни финиш в очках в гонке, ни даже подиум в Мексике. К Гран-при Франции Кен Тиррелл договорился о спонсорской поддержке с компанией Camel после чего потребовал от Альборето расторгнуть его контракт с Marlboro. Итальянец отказался и был немедленно заменен на молодого Жана Алези.

Вскоре после расставания с Тирреллом Альборето расстался и с Marlboro — компания отказалась финансировать поиск места на текущий сезон. Несмотря на это, вскоре он был нанят французской командой Ляррусс, по иронии судьбы спонсируемой Camel. Машина, оснащенная мотором Lamborghini в принципе была не так уж и плоха (Филиппу Алльо удавалось хорошо квалифицироваться и бороться за очки), приспособиться к ней итальянец не смог. Дважды в сезоне ему даже не удавалось пройти предквалификацию. Результатом сложного сезона оказалось 11-е место в чемпионате с шестью очками.

В 1990 году Альборето перешел в команду Эрроуз, которая как раз была продана новому владельцу. Год командой рассматривался как переходный, работа над машиной не велась, но несмотря на это Микеле множество раз финишировал в десятке лучших, а сошел всего трижды. Очков, однако, заработать не удалось. Новый сезон принес переход на двигатели Porsche, а также спонсорский пакет от компании Footwork, которая полностью перекупила команду и переименовала ее. Результат преобразований оказался неутешительным — шасси не блистало скоростью а моторы — надежностью. Множество раз гонщики оказывались не в состоянии даже пройти квалификацию, а пройдя — не могли добраться даже до середины дистанции. В середине сезона команда перешла на использование моторов Cosworth, доработанных компанией Брайана Харта, и подобная смена коней на переправе также не могла хорошо сказаться на результатах. В общей сложности Альборето смог финишировать лишь дважды во втором десятке. Очков, естественно, не было.

Новый, 1992 сезон принес некоторые улучшения. Японские связи владельца позволили заключить контракт на поставку моторов Mugen-Honda, а машина оказалась несколько надежнее предшественника. Альборето четырежды финишировал в очках и еще шесть раз — на седьмом месте. Всего получилось добыть шесть очков, чего хватило для 10-го места в чемпионате.

Неудовлетворенный результатами, Альборето перешел в частную команду BMS Scuderia Italia. На ее счету было несколько финишей в очках и даже два подиума и решение казалось правильным. К сожалению, перед началом сезона команду покинула компания-поставщик болидов Dallara, неудовлетворенная результатами. Приглашенные на замену специалисты из Lola построили автомобиль ужасного качества — в половине гонок Микеле не мог пройти квалификацию, финишировал исключительно во втором десятке и вообще был самым медленным на трассе. Не дожидаясь конца сезона, команда свернула операции, продав все имущество команде Минарди.

В межсезонье Альборето вместе с партнером по Scuderia Italia участвовал в тестах команды Бенеттон, которая подбирала напарника Михаэлю Шумахеру, но в результате был нанят Джей-Джей Лехто, а итальянцы остались в Минарди, Альборето — боевым гонщиком, Бадоер — тестером. Команда была вблизи пика выступлений, но все равно предоставляла мало возможностей бороться за очки. В довершение всего Микеле поучаствовал в трагических событиях черного уик-енда в Имоле — на пит-стопе он потерял плохо закрепленное колесо, которое пролетело через половину пит-лейна, нанеся травмы множеству механиков. В связи с этим и общим невысоким уровнем выступлений, Альборето решил закончить карьеру в Формуле-1.

После Формулы-1

По окончании карьеры в Формуле-1, в 1995 году Альборето пробовал свои силы в гонках кузовных автомобилей — в DTM, ITCC и WSC, но не добился каких бы то ни было успехов. В частности, в DTM он заработал всего четыре очка. Поэтому в начале 1996 года он вернулся в гонки автомобилей с открытыми колесами, перебравшись за океан, в США. Там он принял участие в новообразованном чемпионате IRL, первый сезон которого состоял всего из трех гонок. В дебютной гонке он финишировал 4-м, во второй — восьмым, а на знаменитой гонке в индианаполисе до финиша он добраться не сумел — сошел уже на 10-м круге. В августе-сентябре того же года Микеле принял участие еще в двух гонках на овальных трассах, заработав в первой из них свой единственный в Америке подиум, а во второй финишировав пятым. В сезоне IRL 1996/97 года, частью которого были эти гонки, он занял 32-е место.

Параллельно с участием в IRL Альборето также гонялся на спортпрототипах. Он принял участие в нескольких гонках чемпионата IMSA WSCC, участвовал в 24 часах Ле-Мана. В 1996 году он выступал в знаменитой суточной гонке в компании с Пьерлуиджи Мартини и Дидье Тейсом, до финиша не добрался. На следующий же год он за рулем той же машины выиграл гонку в общем зачете. На этот раз его партнерами были Стефан Йоханссон и будущий девятикратный победитель Ле-Мана Том Кристенсен. Это выступление стало для Альборето высшей точкой его карьеры в спорткарах, хотя и в дальнейшем ему удавались некоторые успехи. В Ле-Мане-1999 он сошел, в 2000 занял там же третье место, а также выиграл «Маленький Ле-Ман» (Petit Le Mans) в 2000 году и 12 часов Себринга в 2001 году.

Гибель

Через месяц после победы в Себринге, в апреле 2001 года Альборето проводил тесты спортпрототипа Audi R8 на немецкой трассе Лауцзитринг. Во время одной из попыток на скорости более 300 км/ч заднее колесо его автомобиля лопнуло, и он врезался в стену, получив несовместимые с жизнью травмы. Причины гибели пилота компания Audi оглашать не стала, ограничившись заявлением о том, что ранее данный автомобиль преодолел тысячи километров без каких бы то ни было проблем".

В 2005 году финишировавший на подиуме в Гран-при Италии Джанкарло Физикелла посвятил этот результат Альборето:

Я знаю, что до этого момента Альборето был последним итальянцем на подиуме в Монце. Мне посчастливилось гоняться вместе с ним в гонках кузовных автомобилей, он был действительно прекрасным человеком. Я хотел бы посвятить этот результат его памяти.

Оригинальный текст (англ.)

I know Alboreto was the last Italian on the podium at Monza before me. I was lucky enough to race together with him in touring cars, and he was a great person, really special. I want to dedicate the result to his memory

Владелец страницы: нет
Поделиться