Ешевский Степан Васильевич
Ешевский Степан Васильевич
02.02.1829 — 27.05.1865

Ешевский Степан Васильевич — Биография

Степа́н Васи́льевич Еше́вский (1829, Костромской губ. – 1865, Москва) — русский историк, специалист по истории раннего Средневековья, профессор истории.

Учился сначала в костромской, потом в нижегородской гимназии, где на акте читал статью: «Пребывание Петра Великого в Нижнем», тогда же напечатанную в «Нижегородских Губернских Ведомостях». Из учителей имел на него влияние учитель истории П. И. Мельников-Печерский.

В 1846 году Ешевский поступил в Казанский университет на 1-е отделение философского факультета (ныне историко-филологический), где слушал И. А. Иванова, тогда одного из лучших профессоров.

В 1847 году Ешевский перешёл в Московский университет, где слушал Кудрявцева, Грановского, Соловьева, Буслаева, Шевырева, Леонтьева, Каткова (тогда профессор философии).

Работать он начал под руководством Кудрявцева и ревностно занялся началом средневековья, изучая Григория Турского. Написанная им кандидатская диссертация, посвященная этому писателю, обратила на себя внимание Грановского.

Окончив курс в 1850 г., начал службу в московском Николаевском институте. В 1851 г. напечатал в «Московских Ведомостях» рецензию на «Судьбы Италии» Кудрявцева, а в 1852 г. в «Отечественных Записках» — «Обозрение истории литературы за 1851 г.» и рецензию на публичные лекции Грановского.

В последние годы своего студенчества он ревностно изучал историческую литературу. В 1853-1854 гг. читал русскую историю и статистику России в одесском Ришельевском лицее. В 1855 г. Ешевский защитил свою магистерскую диссертацию «Аполлинарий Сидоний». Книга эта, до сих пор не потерявшая своей цены, представляет блистательную картину политического, умственного и нравственного состояния Галлии в V веке. В характеристике Сидония слышится ученик Кудрявцева, тонкого психолога. Главное достоинство книги (по замечанию Кудрявцева на диспуте) состоит в том, что автору удалось показать, как из развалин старого возникает новое общество.

В 1855 г. Ешевский был избран казанским университетом на кафедру русской истории, вместо Иванова. В Казани он сначала читал курс об Елизавете Петровне (напечатанный в «Отечественных Записках», а потом в «Сочинениях»), очень замечательный для того времени, когда архивы ещё были закрыты и не только не появились соответствующие тома «Истории России» Соловьева, но не было и монографий Семевского. Важно было то, что Ешевский ввел в свое изложение данные «Полного Собрания Законов». В следующий год Ешевский читал курс историографии, который сохранился только в записках слушателей.

Успех Ешевского у слушателей был необыкновенно велик: профессор знакомил живым словом с современным состоянием науки, именно тогда оживившейся.

В годы преподавания в Казанском университете предпринял самостоятельные археологические изыскания в районе р.Камы и Седьмиозерной пустыни, в результате которых им была собрана коллекция булгарских ювелирных украшений. По мысли Ешевского, основан при казанском университете этнографический музей.

Вслед за смертью Грановского, московский университет выбрал Ешевского в его преемники; но министерство не отпустило Ешевского из Казани.

В 1857 г. он оставил кафедру и занял в Москве место преподавателя в Александринском сиротском корпусе. Тогда министерство наконец утвердило его профессором московского университета, и в январе 1858 г. он начал преподавание.

Начать ему пришлось поминками по своему учителю: Кудрявцев скончался. Курс Ешевского в этом семестре назван в сочинениях: «Центр Римского мира и его провинции». Как бы предвосхищая V т. истории Моммзена, Ешевский живо обрисовал характер каждой провинции, её прошлое, влияние на неё Рима и обратное влияние её на Рим. Курс следующего года назван в издании сочинений: «Очерк язычества и христианства». Здесь профессор вводит слушателей во внутреннюю историю тогдашнего Рима, знакомит с борьбой язычества с христианством и с победой последнего. Кроме средней истории, излагавшейся им монографически (он считал возможным создать общий курс истории не ранее 15 лет монографических курсов), Ешевский читал ещё курс древней истории, излагавшейся не по источникам. Этого курса он не писал, и потому его нет в «Сочинениях». Судя по воспоминаниям слушателей, курс знакомил начинающих с исторической критикой.

С 1859 по 1861 год Ешевский посетил Германию, Италию, Швейцарию, Францию, слушая лекции в университетах: его живая характеристика профессоров сохранилась в дневнике путешествия и приводится в биографии, приложенной к изданию его сочинений. Сверх того, он посещал учебные заведения, о чём поместил статью в «Отечественных Записках»; осматривал музеи, а в Париже готовил материалы для докторской диссертации о Брунегильде, которая осталась ненаписанной.

Неполных четыре года продолжалась жизнь Ешевского по возвращении из-за границы; летом 1862 года его постиг первый удар паралича, в 1864 г. его опять послали за границу, но он поторопился возвращением, вызванный университетским вопросом, а 25-го мая 1865 г. он скончался.

В эти тяжелые годы он прочел один полный курс, названный в издании: «Эпоха переселения народов, Меровинги и Каролинги», куда вошли материалы, собранные им для диссертации о Брунегильде; другой курс, о феодализме, остался неоконченным. Вступительные лекции его в новый курс напечатаны под названием: «О значении рас в истории»; он внес сюда результаты тогдашних антропологических исследований. В последние года он много интересовался доисторической археологией. Возникавшее тогда Московское археологическое общество возбуждало в нём большое сочувствие; он дал ему статью: «О свайных постройках». Получив случайно богатое собрание масонских рукописей, он написал статью о масонах в «Русском Вестнике».

Как профессор и ученый, Ешевский отличался замечательной объективностью, живостью понимания и изложения. В нём не было ничего ходульного, придуманного; он был искренен и правдив и на кафедре, и в жизни. Нервный и впечатлительный, он вносил страстность во все свои отношения: университетские столкновения доводили его нередко до болезненных припадков. Раз его вынесли из бурного заседания совета. Даже во время самой тяжкой болезни он был не чужд проявления юмора, составлявшего вообще его отличительную черту. К партиям, делившим нашу литературу и жизнь, он оставался непричастным, строго держась того, что он считал правдой, и преданный интересам науки и русского просвещения.

Сочинения его изданы Солдатенковым в 1870 г., с прибавлением его биографии, перепечатанной в книге «Биографии и характеристики» (СПб., 1882). Воспоминания о нём см. в «Сочинениях» Котляревского (II) и «Нижегородских Ведомостях» (1865, статья Гациского).

Архивное наследие историка представлено двумя архивными фондами, хранящимися в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ф. 312, оп. 312, д. 1—17) и Государственном архиве Нижегородской области (ф. 1827, оп. 824, д. 1—23). В ГИМ документы фонда поступили в дар от дочери историка А.С. Ешевской в 1914 г. В ОПИ ГИМ фонд был передан в 1927 г. Фонд, хранящийся в ГАНО, образовался в результате собирательской деятельности Нижегородской ученой архивной комиссии в 1916 г. Среди фотографических материалов, собранных его учеником Г.Ф. Карповым, имеются две фотографии Ешевского. Одна из них воспроизведена на титульном листе книги «Сочинения по русской истории» (М., 1865). На второй фотографии имеется дарственная надпись, сделанная за две недели до смерти историка: «Геннадию Федоровичу Карпову. 12 мая 1865 г. С. Ешевский». Архивный фонд Г.Ф. Карпова также хранится в ОПИ ГИМ.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ткаченко, В. Г. Архивное наследие С. В. Ешевского // Археографический ежегодник за 1983 год. М.: Наука, 1985. С.263—269.

Владелец страницы: нет
Поделиться