Владиславлев Михаил Иванович
Владиславлев Михаил Иванович

Владиславлев Михаил Иванович — Биография

Михаи́л Ива́нович Владисла́влев (9 ноября 1840 — 24 апреля 1890) — оригинальный русский философ, логик и психолог, основоположник отечественной истории мировой психологии и философии,автор первой в России диссертации по истории и теории умозрительной, опытной и экспериментальной психологии ( "Исследование основных явлений душевной жизни",1866), профессор (с 1866 г.) философии и её истории (докторская диссертация «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы» (Спб. 1868); первый переводчик на русский язык многих книг и статей по психологии и физиологии, «Критика чистаго разума» Канта и др. философских сочинений; ректор Санкт-Петербургского университета, основатель Санкт-Петербургской школы философской (А.И.Введенский,Н.Я.Грот и др.), опытной и экспериментальной психологии (Н.Н.Ланге), критической истории и логики психологии, а также логики («Логика: обозрение индуктивного и дедуктивного приемов мышления и исторические очерки логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной.». СПб., 1872; 2-е изд. 1880 г; «Учебникъ логики»,1882 г.). Михаил Иванович высоко оценивал достижения английской эмпирической школы логики и психологии, один из основоположников ассоцианизма Гартли, Т.Брауна, Дж.Ст.Милля и А.Бэна, на работы которых он опирался во многих своих трудах. Поддерживая позиции и методы "психофизики" Вебера и Фехнера, оппонировал т.н. "материализму" "физиологической психологии" Фохта, Ноака, Гербарта Спенсера, Вильгельма Вундта, а также идеалистической психологии Фридриха Бенеке, Иоганна Гербарта, Георга Гегеля и гегельянцев, а также психологии "идеал-реалистов" Иоганна Фихте, Рудольфа Лотце,Генриха Струве и др. Михаил Иванович Владиславлев - автор фундаментального двухтомного труда "Психология. Исследование основных явлений душевной жизни", Спб, т.1,1881 - 625с; т.2, 1881 - 572с. Этот высоко оцененный в России труд, хотя и вызывавший ожесточенные споры и брань среди интеллигентов,защищавших гегелизм и материализм, стал классическим еще при жизни автора. Однако после октябрьского преворота 1917 г. и , особенно после "философского парохода" 1922 года фактически получил статус "запрещенного" для упоминаний. Михаил Иванович много внимания уделял вопросам образования. Еще в 1868 г. он подробно разобрал 1-й том сочинения К.Д.Ушинского «Человекъ, какъ предметъ воспитанiя» (1867)], а позднее, в 1869 -1875 г.г., доказывал в печати, что логику и психологию следует сделать обязательными для всех факультетов, а элементарный курс этих наук должны быть даны еще в средних классах гимназий. Роль М.И. Владиславлева как основателя петербургской школы университетской философии и психологии, стоявшего у истоков профессионально-философской и психологической традиции в России высоко ценилась современниками. Так в 1879 году В.С. Соловьев назвал М.И. Владиславлева «единственным в русских университетах профессором философии». К сожалению, "творчество и роль в профессионализации русской философии и психологии остается практически не исследованными, а имя М.И. Владиславлева известно лишь узкому кругу историков философии, логики и психологии".

Учился в новгородской семинарии, потом в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой пробыл всего два года; в академии случилось столкновение преподавателя греческой словесности со студентами, вследствие которого Владиславлев, в числе других, был исключен и отправлен на родину, но скоро вернулся в Петербург. Посланный за границу, вместе с М. М. Троицким и С. П. Автократовым, он слушал лекции Куно Фишера, Ноака и в особенности Лотце.

Защитив в 1866 году магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе» (это была первая в России диссертация по научной психологии), Владиславлев был избран штатным доцентом философии в Санкт-Петербургском университете и вслед за тем занял кафедру философии в историко-филологическом институте. Сверх того, он несколько лет преподавал ту же науку на высших женских курсах. В 1868 Владиславлев получил степень доктора философии за диссертацию «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы» и был избран экстраординарным профессором; в 1879 получил звание сверхштатного ординарного профессора; с 1885 года был деканом историко-филологического факультета, в 1887 назначен ректором Санкт-Петербургского университета.

В течение своей 24-летней профессорской деятельности Владиславлев читал лекции по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. В специальных курсах он разбирал метафизику Аристотеля, критику чистого разума Канта, Микрокосм Лоце. Книга его о Плотине представляет собой первую самостоятельную русскую работу по истории философии. Как философ, Владиславлев нападал на материалистические тенденции; как педагог, он стоял за классическую систему образования. Литературная его деятельность началась с 1861 г., когда он стал помещать в «Времени» критические и библиографические статьи; позднее он сотрудничал в «Эпохе», в «Отечественных Записках» (1865—1866) и в «Журнале Министерства народного просвещения». Из критических статей Владиславлева упомянем разбор сочинения профессора Троицкого: «Немецкая психология в текущем столетии» (в «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1867).

Кроме указанных работ, перевёл «Критику чистого разума» Канта (СПб., 1867) и составил «Логику» (1872, 2-е издание 1881; в свое время это был лучший учебник логики, а историческая часть этого сочинения до начала XX века оставалась единственной попыткой на русском языке представить историю логики) и «Психологию» (1881, два тома; третий, задуманный им, он не успел обработать).

В конце 1880-х годов отечественная журналистика много говорила о психологической теории Владиславлева, пытавшегося установить две «гаммы» чувствований: положительную — разные степени уважения, удивления, величия, и отрицательную — разные степени пренебрежения и презрения. Мерилом чувствования принималось, между прочим, отношение материальных средств данного лица к стоящим выше и ниже его на лестнице благосостояния: предполагалось, что пропорционально богатству объекта растут положительные чувствования субъекта, и наоборот. Защиту Владиславлева и объяснение в благоприятном для него смысле вышеприведенной теории принял на себя ученик его, профессор А. И. Введенский («Научная деятельность Михаила Ивановича Владиславлева», в «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1890, июнь, и отдельно).

Был женат на Марии Михайловне Достоевской (1844—1888), племяннице Фёдора Михайловича Достоевского, дочери его брата Михаила.

Владелец страницы: нет
Поделиться