Протазанов Яков Александрович
Протазанов Яков Александрович

Протазанов Яков Александрович — Биография

Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (23 января 1881 года, Москва, — 8 августа 1945 года, Москва) — российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр.

Яков Протазанов родился в Москве в купеческой семье.

В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория».

Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина», «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге»: картина «выдержана <…> какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью <…> в работе чувствуется <…> заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории <…> неподражаемы <…> сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок». В фильме «Анфиса», по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов».

В 1912-1913 гг. Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в России, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. В кино-биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские впечатлений Тургенева, первая любовь, встреча с Полиной Виардо, встреча с Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть». По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление».

В 1913 году Протазанов поставил 15 фильмов: эпизод из битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени» (о героическом подвиге русского солдата, сохранившего знамя полка), драма из цирковой жизни «О чём рыдала скрипка»; «Клеймо прошедших наслаждений» (проблема ответственности за грехи молодости и вопрос о врачебной тайне); «Любовь японки» (любовь японской сестры милосердия к русскому пленному); «Купленный муж» (драма аристократки и опустившегося помещика, вступивших в фиктивный брак, но полюбивших друг друга); салонная мелодрама «Разбитая ваза»; драма матери, случайно убившей свою дочь «Рукою матери» (по воспоминаниям актрисы Гиацинтовой, было сделано два финала: счастливый - для заграницы, и трагический - для России); «Сын палача»; инсценировки балетов «Музыкальный момент», «Ноктюрн Шопена» и «О чём рыдала скрипка»; фарсы «Один насладился, другой расплатился» и «Сделайте ваше одолжение».

В 1914 году Протазанов экранизировал повесть Толстого «Дьявол» и роман Нагродской «Гнев Диониса»; поставил психологический одночастевой этюд на тему современной войны «Лицо войны»; 7 фарсов («Амур, Артур и Ко», «Блюститель нравственности», «Женщина захочет — чёрта обморочит», «Живой манекен», «Зуб мудрости», «Обезьянка выручила», «Произведение искусства»); психологическую драму «Мимо жизни» (женщина, ищу­щая новых переживаний и ощущений, проходит мимо настоящей жизни и настоя­щей любви); авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести»; «Рождество в окопах»; засъёмку балета («Ёлка») и модных танцев («Танго», «Танец вампира»); киноскетчи «На скамье подсудимых» и «Пляска среди мечей» (ряд сцен в концертном исполнении, снятых для гастрольного турне В. Максимова и В. Каралли; оба фильма смонтированы из одного и того же материала) и психологический этюд на сюжет пьесы Андре де Лорда "У телефона" «Драма у телефона».

Среди фильмов Протазанова этого периода выделяется фильм «Драма у телефона», в котором «едва ли не впервые в кинематографии был применён принцип "полиэкрана", то есть одновремённого показа изображений разных событий». «В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу, в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону, в правой части - жены, вызывающей мужа домой. В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры, передающие диалог между мужем и женой».

Среди фильмов 1915 года: «Плебей» (поддавшись минутному влечению страсти, юная аристократка становилась любовницей грубого и циничного лакея и погибала); «Чайка» (экранизация романса «Вот вспыхнуло утро»); «Война и мир» (фильм ставился в порядке конкуренции с фирмами Ханжонкова и Талдыкина); комедия «Депутат»; авантюрно-приключенческие 4-х серийные фильм «Петербургские трущобы» (по одноимённому роману Крестовского) и «Сашка-семинарист»; экранизация романа Достоевского «Бесы» (фильм «Николай Ставрогин», по мнению С. Гинзбурга, «был одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии»); «На окраинах Москвы» (уголовно-бытовая драма «не блещет особенной глубиной замысла, однако даёт цельную бытовую картину, строго моральную»); «Наташа Проскурова» (о женщине, изменяющей мужу; «немотивированные поступки героев <…> мастерски поставленные декорации <…> картина <…> смотрится с интересом <…> чувствуется, что сценарий не был продуман режиссёром»); «Не подходите к ней с вопросами» (о „жрице свободной любви и как она дошла до жизни такой“; «хороший по замыслу сценарий, тщательная постановка и недурное исполнение»); «Тайна нижегородской ярмарки» (уголовно-бытовая кинодрама из купеческой жизни); «Я и моя совесть» (роковые страсти приводили к смерти человека, построившего свою карьеру на преступлениях).

В 1916 году продолжаются творческие искания Протазанова. В фильме «Суд божий» была использована съёмка важных деталей (нож, звонок) крупным планом. Экранизация повести Толстого «Семейное счастье», согласно С. Гинзбургу, был одним из трёх фильмов Протазанова (другие — «Андрей Кожухов» и «Отец Сергий»), которые не кончались трагически; в то же время фильм, по мнению Гинзбурга, «оказался серьёзной неудачей режиссёра <…> не поднялся над обычным уровнем посредственных киноиллюстраций». В фильме «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» В. Вишневский отметил «занимательный, интересно поставленный сюжет» Фильмы «Женщина с кинжалом», «Панна Мэри», «Тася», по мнению кинокритики, представляли интерес исключительно благодаря участию в главной роли О. Гзовской.

В 1917 году Протазанов ставил революционно-разоблачительные фильмы («Андрей Кожухов», «Не надо крови»), которые, по мнению С. Гинзбурга и В. Вишневского, были лучшими фильмами на эту тему. О фильме «Не надо крови» рецензент писал: «Революция оказала благодетельное влияние на кинематографическое искусство. В затхлый, удушливый воздух салонно-любовных сюжетов ворвалась свежая струя <…> Впервые мы увидели на экране потрясающе просто и безыскусственно рассказанную драму…». Удачной названа картина «Прокурор» (1917).

Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин» «Пиковая дама» и «Отец Сергий». В 1920 году вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».

В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена».

Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.

Владелец страницы: нет
Поделиться