Иаков (Маскаев)
Иаков (Маскаев)
13.10.1878 — 29.07.1937

Иаков (Маскаев) — Биография

Архиепископ Иа́ков (в миру Я́ков Ива́нович Маска́ев; 13 октября 1879, Уральск — 29 июля 1937, Барнаул или Бийск) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Барнаульский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Иаков Иоаннов Маскаев родился 13 октября 1879 в городе Уральске в семье крестьян, происходивших из села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии. Был назван в память апостола Иакова Алфеева.

На последнем курсе семинарии женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. В 1901 году окончил Оренбургскую духовную семинарию ().

В 1902 году у супругов родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который только начинал свой путь священника, горячо молился о выздоровлении сына. В своих молитвах он обращался за помощью ко всем святым, но особенно горячо — к преподобному Серафиму Саровскому и дал обет, что, если младенец выздоровеет, совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесному выздоровлению сына Иаков исполнил обет. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, четверо из которых умерли в младенчестве.

Остальные дети:

  • Борис, 18.05.1902 — 23.06.1986;
  • Александра, 31.05.1905 — 16.07.1992;
  • Нина, 27.01.1910 — 15.02.1997;
  • Константин, 6.03.1914 — 1942 (фронт ВОВ, пропал без вести);
  • Зоя, 26.02.1916 — 22.02.1997.

Жена Валентина умерла при родах последнего ребёнка в 1918 году.

Священник

С 1901 года — священник храма села Зобово Оренбургской епархии (ныне Шарлыкский район, Оренбургская область). Зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой, много и неустанно проповедовал. Его усилиями в селе была построена новая церковь.

Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков слыл одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско-японской войны 1904—1905 годов.

8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником.

В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Ворониной.

С 1913 года значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества. Стал одним из деятельнейших участников и щедрым жертвователем Общества вспомоществования нуждающимся ученикам духовной семинарии. За безупречное и ревностное пастырское служение был возведен в сан протоиерея и включен в состав Оренбургского епархиального управления.

В 1915 году отец Иаков награжден камилавкой.

В 1919 году спас несколько жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками.

Среди прихожан и духовенства отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, в январе 1923 года на собрании духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского) в Оренбурге был избран кандидатом в епископа Орского, викария Оренбургской епархии.

Обновленческий период

После возникновения обновленческого раскола в 1922 году правящий иерей епископ Аристарх (Николаевский) заявил о полном подчинении Патриарху Тихону и разослал воззвание ко всему духовенству и верующим города, в котором убеждал не подчиняться обновленческому Синоду до тех пор, пока он сам лично не побывает в Москве и не ознакомится с положением церковных дел. Перед отъездом он, в целях ограждения епархии от влияния обновленцев, созвал епархиальный съезд, на котором избрал себе в викарного епископа Иакова (Маскаева), которого и послал в Москву для посвящения.

В Москве 19 марта 1923 года по пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата Господня, с днем тезоименитства 23 октября, отец Иаков получил епископскую хиротонию от обновленцев: митрополита Евдокима (Мещерского) и епископа Антонина (Грановского).

По данным, которые приводит в своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» церковный историк и агиограф игумен Дамаскин, во время рукоположения Иакова среди иереев также находился архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов), который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что он находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения.

После чего епископ Иаков возвратился в Оренбург с назначением на Орскую кафедру, викарием Оренбургской епархии. Преосвященный Аристарх, не находя иного выхода, нашёл возможным допустить временно епископа Иакова к исполнению своих обязанностей, но запретил ему рукополагать духовенство после чего, выехал в Москву.

С мая 1923 епископ Иаков — управляющий Оренбургской епархией.

В июле 1923 на собрании православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов городских церквей было принято решение поручить епископу Иакову отправиться в Москву и явиться к Патриарху Тихону или его заместителю «для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске». Кроме того, участники собрания просили Патриарха «оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой».

Епископ дважды пытался добраться до Москвы, но каждый раз задерживался сотрудниками ОГПУ. Во второй раз, 20 июля 1923 года арестован и некоторое время провел в заключении. Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей градо-Орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: «…С епископом Иаковом в молитвенно-евхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты свидетельствующей о его епископском достоинстве».

3 сентября 1923 года епископ Иаков направил прошение Патриарху Тихону, в котором изложил все обстоятельства дела и добавил:

Смиренно прошу не считать меня как карьериста… а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу, Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду. 26 июля я отправился к Вашему Святейшеству, но в вагоне в городе Оренбурге был арестован и возвращен обратно; собираюсь снова — но опять те же препятствия… Но буду надеяться на помощь Божию. <…> Согласно извещения архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу.

Православный архиерей

Патриарх Тихон принял владыку Иакова в молитвенное общение, но предложил епископу письменно заявить, что он не имеет ничего общего с обновленцами. Епископ Иаков написал соответствующее заявление в обновленческий Синод. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной.

В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозили арестом, предлагали негласно сотрудничать, сделали невозможным выезд из города для встречи с Патриархом. Чтобы ослабить надзор, владыке пришлось пойти на хитрость. Он сказал начальнику ОГПУ о возможном сотрудничестве в дальнейшем. Затем смог выехать в Москву, побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его о цели поездки в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой.

31 июля 1924 года назначен епископом Оренбургским. Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу.

Категорически отказался от сотрудничества с ОГПУ. От него также требовали перестать проповедовать против обновленцев и вообще реже проповедовать. Тогда же, в 1924 году активно противодействовал обновленческому расколу в г. Уральске. Арестован в Оренбурге в 1925 году по обвинению в отказе признать «Живую Церковь» (групповое дело — «Дело епископа Иакова (Маскаева) и др.»). Приговор: ссылка. Отбывал в Самаре с 1925 по 1927 гг.

По окончании ссылки, 2 января 1928, был назначен епископом Курганским, викарием Тобольской и Сибирской епархии, затем — епископом Осташковским, викарием Тверской епархии.

С 6 февраля 1929 года — епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии.

12 февраля 1930 года Балашовским окружным отделом ОГПУ в г. Балашове Саратовской области был арестован вместе с четырнадцатью священнослужителями, монахинями и мирянами. Обвинён в антисоветской деятельности, виновным себя не признал.

Один из свидетелей показал, что епископ в одной из проповедей говорил:

«Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет, не дает нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого». В то же время сам заявил на допросе, что «в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов».

Власти обнаружили, что при балашовском соборе собралась дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом. Из свидетельских показаний:

«…епископ Иаков, являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, имеет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими частенько ведет беседы на дому, где он проживает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает свое недовольство таковыми…»

«…с приездом в Балашов Маскаев объединил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью»

Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан:

"Мне, как бывшему священнику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Балашова… квартиру епископа Иакова Маскаева стали посещать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сел и районов за получением советов и обмена мнениями. <…> …в своих беседах и советах определенно восстанавливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. Примерно в мае 1924 года, в разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви и положения коллектива сказал: «Гонения на Православную Церковь растут с каждым днем; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, грабят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам, вот плоды завоеваний русским народом свободы»

"…в беседе с крестьянами, примерно в сентябре 1929 года, по вопросу хлебозаготовок говорил: «Тяжелое настало время для народа, советская власть — власть рабоче-крестьянская, а своими мероприятиями разорила крестьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестьянин после этого скажет, что ему нужна советская власть».

«Маскаева очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что, наряду с проводимыми кампаниями по закрытию церквей в округе, имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам, как-то: в селе Андреевки Аркадакского района, в селе Мача Тамалинского района, в селе Репно-вершины Балашовского района и так далее».

Один из членов приходского совета городского собора показал:

«Во время одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнес: „Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь“».

«…Оставшийся представитель всей этой кучки Иаков Маскаев играет видную роль среди обиженных советской властью кулаков, монашек и антисоветского элемента. К нему часто и много ездят из сел монашек и священнослужителей, кои, получив должное внушение и наказ, какой точки придерживаться, возвращаются обратно в села. Мне, например, известно со слов, или вернее из разговоров, отдельных лиц о том, что Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам возбуждать соответствующие заявления перед вышестоящей советской властью на мероприятия советской власти на местах и организованно не допускать закрытия церкви…»

9 июня 1930 Особое Совещание (ОСО) при Коллегии ОГПУ СССР приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в исправительно-трудовых лагерях (по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР). Наказание отбывал в Вишерских лагерях отделения Соловецкого ИТЛ в Северном Приуралье. К месту заключения направлялся через пересыльный лагерь на станции Кемь.

Последние годы жизни (на Барнаульской кафедре)

Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако учетные документы, в которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ, потерялись. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с рапортом, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.

Между тем епископ Иаков не скрывался, но сразу же после освобождения посетил заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия и 4 апреля 1933 года получил от него назначение на Барнаульскую кафедру (епископ Барнаульский) с поручением временно также управлять Бийской епархией.

В 1935 году возведён в сан архиепископа.

Проживал в Барнауле по адресу: ул. Никитинская, 58 в одноэтажном каменном доме в арендованных комнатах. (Строение не сохранилось. Ныне на этом месте находится пятиэтажное здание под тем же номером, где расположена администрация Центрального района г. Барнаула).

Несмотря на хронические болезни, почти ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе, на которые собирались прихожане не только из Барнаула, но и из окрестных сел. Ввёл в епархии всенародное пение - для сознательного восприятия прихожанами богослужения. По городу и везде, куда бы ни отправлялся, несмотря на хулу и насмешки, всегда ходил в священнической одежде и с посохом, хотя в то время уже одно это было исповедничеством. Святитель отличался крайней нестяжательностью, жил в бедности и для богослужений имел только одно архиерейское облачение. В будние дни совершал богослужения по священническому чину, во время праздничных богослужений всегда сам выходил к народу, совершая елеопомазание всех. После окончания литургии всех благословлял, независимо от того, много или мало было народа.

В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в лагерях, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери Нины выехал на лечение в Одессу. Когда после непродолжительного лечения он вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.

Арест и мученическая кончина

Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они дали показания, которые требовались следователям. На их основе власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано: «23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем.

Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города: Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек… Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в момент интервенции…»

29 октября 1936 года владыку Иакова арестовали по обвинению в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией». Существует версия, что чекисты пришли его арестовывать в Знаменский кафедральный собор г. Барнаула во время литургии. Архиепископ сказал им: «Идите с миром. Окончу службу, приду к вам. Адрес известен». Вечером владыка Иаков простился с прихожанами, на прощание обнял дочь и отправился в управление НКВД.

Был этапирован в Бийск, где помещен в тюремную больницу, а 19 ноября переведен в тюрьму. В тюрьме уголовники издевались над ним, но затем их отношение к архиепископу изменилось — один из мучителей даже выносил ослабевшего от болезни архиерея на прогулку и кормил его с ложки.

Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством. Обвинение отверг.

25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признает себя виновным и поэтому протокол подписывать не желает. 9 апреля 1937 г. выездная сессия Специальной коллегии Западно-Сибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование.

После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах» дело архиепископа Иакова было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля 1937 года Тройка НКВД Западно-Сибирского края приговорила подсудимых к расстрелу. Архиепископ Иаков, священники протоиерей Петр (Петр Гаврилович Гаврилов), Иоанн (Иван Михайлович Можирин) и инок Феодор (Федор Васильевич Никитин) были расстреляны 29 июля 1937 г. Мирянин Иван Протопопов расстрелян 4 августа 1937 г. Также впоследствии причислены к лику святых.

Место расстрела и погребения святителя и других казненных вместе с ним остаётся неизвестным. В ходе следствия арестованных по данному делу перемещали из Бийска в Барнаул, где на территории ранее изъятого у церкви Богородице-Казанского женского монастыря (основан в 1894 году) в 1925 году сделали тюрьму № 1 НКВД (сейчас — Следственный изолятор ФБУ ИЗ22/1 УФСИН России по Алтайскому краю). Расстрелы производились и в Бийске и в Барнауле, недалеко от стен монастыря.

Владелец страницы: нет
Поделиться