Гартман Николай
Гартман Николай
20.02.1882 — 09.10.1950

Гартман Николай — Биография

Никола́й Га́ртман (также: Николас Хартманн; нем. Nikolai Hartmann; 20 февраля 1882, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 9 октября 1950, Гёттинген, ФРГ) — немецкий философ, основоположник критической (или новой) онтологии.

Родился в семье немецкого происхождения в Риге. Окончил гимназию в Петербурге; впоследствии изучал медицину в университете Тарту (тогда Юрьева) и философию в Санкт-Петербургском университете, после чего поступил в Марбургский университет. В 1922—1950 - профессор философии в университетах Марбурга (1922—1925), Кёльна (1925—1931), Берлина (1931—1945) и Гёттингена (1945—1950).

Будучи учеником Пауля Наторпа и Германа Когена, выступал последователем Марбургской школы неокантианства. Неудовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Гартман под влиянием Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера разработал собственную онтологическую концепцию («новую онтологию»), которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1—4, 1933—1950).

Философские взгляды

Согласно Гартману, мир имеет слоистую структуру и должен быть рассмотрен как иерархия четырёх качественно различных пластов:

  • неорганического бытия,
  • органического,
  • душевного,
  • духовного.

Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух,психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.

Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми, отвергал метафизический подход к проблемам бытия: существования, жизни, сознания, свободы, воли и пр., которые полагал непознаваемыми — гносеологически иррациональными. Фундаментальную онтологию Хайдеггера, ставящую в основу вопрос о смысле бытия, Гартман считал с самого начала ошибочной: мир, в сущности, есть только мир и приписывать мировому единству любую цель или идею, например, в форме "бога", было бы опрометчиво. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925).

Студентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер. На его ранние труды в области философии биологии иногда ссылаются в современных исследованиях и обсуждениях геномики и клонирования.

Владелец страницы: нет
Поделиться