Кейдж Джон

Кейдж Джон — Биография

Джон Ми́лтон Кейдж (англ. John Milton Cage Jr.; 5 сентября 1912 года — 12 августа 1992 года) — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-го столетия.

1912-31: Детство и юность

Кейдж родился в Лос-Анджелесе, Калифорния. Его отец Джон Милтон Кейдж (John Milton Cage), (1886—1964) был изобретателем. Его мать Лукреция Харви (Lucretia Harvey) (1885—1969) работала журналистом для газеты Los Angeles Times. У семьи были американские корни: в интервью 1976 года Кейдж упоминал «Джона Кейджа, который помог Вашингтону в обозрении Вирджинии». Композитор описывал свою мать как женщину — «душу общества», которая «никогда не была счастлива». Его отец, возможно, лучше всего характеризуется своими изобретениями и открытиями, порой идеалистическими. Одно из его изобретений — дизельная субмарина, при работе не выпускающая выхлопных газов. Но, Кейдж-старший теряет интерес к созданию субмарины-невидимки и возвращается в русло науки, занимаясь «электростатической теорией поля» Вселенной. Сэр Джон Милтон учил своего сына: «если кто-то говорит „не могу“, это покажет тебе, что сделать». В 1944-45 Кейдж-сын написал две маленьких характерных пьесы, посвящённые родителям: «Крит» («Crete»; Crete — так называли мать композитора) и «Отец» («Dad»). Последняя — короткая оживлённая пьеса, заканчивающаяся неожиданно, резко. «Crete» — более длительная, основанная на контрапунктически сочетающихся мелодиях.

Первые уроки музыки Кейдж получил у частных учителей в Лос-Анджелесе и некоторых родственников, из которых выделяется его тётя — Фиби Харви (Phoebe Harvey). Она познакомила композитора с фортепианной музыкой XIX столетия. Он начал заниматься игрой на фортепиано, будучи в четвёртом классе школы, но, хотя ему нравилась музыка, он проявлял больше интереса к чтению, нежели к развитию виртуозной пианистической техники, и, возможно, вообще не думал о композиции. К 1928 Кейдж был убежден, что он хочет стать писателем. В том году он закончил среднюю школу Лос-Анджелеса (Los Angeles High School) и поступил в Pomona College, Клермонт (Claremont). Однако, в 1930 он покинул его, полагая, что «колледж был бесполезен писателю». Это произошло после инцидента, описанного в автобиографической заметке от 1991 года:

«Я был потрясен, увидев в колледже сотню своих одноклассников, читающих в библиотеке копии одной и той же книги. Вместо того, я подошёл к нагромождению книг и прочёл первую книгу, написанную автором, имя которого началось с „Z“. Я получил высший балл в классе. Это убедило меня в том, что учреждением управляли неправильно. Я уехал.»

— Дж. Кейдж

Кейдж убедил родителей, что поездка в Европу будет более выгодной для будущего писателя, нежели обучение в колледже. Впоследствии он автостопом приехал в Галвестон (Galveston) и затем морем прибыл в Гавр (Le Havre), где сел на поезд, отправлявшийся в Париж. Кейдж оставался в Европе примерно 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства. Сначала он изучил готическую и греческую архитектуру, но решил, что архитектура не настолько интересна, чтобы посвятить ей всю жизнь. Тогда он начал заниматься живописью, поэзией и музыкой. Именно в Европе он впервые услышал музыку современных композиторов (Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит) и наконец узнал музыку Иоганна Себастьяна Баха, с которой не был знаком прежде.

После нескольких месяцев в Париже, Кейдж прочитал «Листья травы» («Leaves of Grass») Уолта Уитмана (Walt Whitman), что побудило его к скорейшему возврату в Америку, но родители, с которыми он регулярно обменивался письмами на протяжении всей поездки, убедили его остаться в Европе ещё на некоторое время и познакомиться с ней поближе. Кейдж посетил различные места во Франции, Германии и Испании, побывал на Капри и, что очень важно — на Майорке, где он начал сочинять. Свои первые произведения Кейдж создал, используя сложные математические формулы. Однако, композитор был недоволен результатами и оставил законченные пьесы. Связь Кейджа с театром также началась в Европе: во время прогулки по Севилье он заметил, по его собственным словам, «разнообразие одновременных видимых и слышимых событий, движущихся вместе в общем потоке и доставляющих удовольствие.»

1931-36: Обучение

Кейдж возвратился в Соединенные Штаты в 1931. Он поехал в Санта-Монику (Santa Monica), Калифорния, где зарабатывал на жизнь, читая частным образом небольшие лекции по современному искусству. Он познакомился с различными важными деятелями искусства Южной Калифорнии, например, с пианистом Ричардом Бахлигом (Richard Buhlig), который стал его первым учителем, и покровителем искусств Голкой Шейером (Galka Scheyer). К 1933 Кейдж решил окончательно оставить живопись и сосредоточить силы на музыке. «Люди, которые слышали мою музыку, отзывались лучше о ней, чем люди, видевшие мои картины», — объяснял Кейдж позже. В 1933 он послал некоторые из своих композиций Генри Коуэллу (Henry Cowell); в ответ пришло «довольно неопределенное письмо», в котором Коуэлл предложил Кейджу учиться у Арнольда Шёнберга — среди музыкальных идей Кейджа в это время были композиции, основанные на 25-тоновом ряде, что было схоже с подобной техникой Шёнберга с её двенадцатью тонами (додекафония). Коуэлл упоминал, однако, что прежде, чем приблизиться к Шёнбергу, Кейдж должен взять несколько уроков, и порекомендовал обратиться к Адольфу Вайсу (Adolph Weiss), бывшему ученику Шёнберга.

Следуя совету Коуэлла, Кейдж приехал в Нью-Йорк в 1933 году и начал учиться у Вайса, но так же продолжал брать уроки у Коуэлла в Новой Школе. Он подрабатывал, занимаясь мытьём стен в Бруклинском Христианском Союзе Молодых Женщин США (YWCA). Повседневная жизнь Кейджа в тот период была, очевидно, очень утомительна: четыре часа сна почти каждую ночь, и четыре часа сочинения каждый день, который начинался в 4 часа утра. Спустя несколько месяцев, в том же 1933 году, Кейдж стал достаточно хорош в сочинении, чтобы заниматься с Шёнбергом. Он не имел достаточно средств, чтобы оплатить уроки Шёнберга. Но, когда Кейдж упомянул об этом, композитор спросил его, посвятит ли Кейдж всю свою жизнь музыке. После того, как Кейдж ответил утвердительно, Шёнберг предложил обучать его бесплатно.

Кейдж учился у Шёнберга в Калифорнии: сначала в Университете Южной Калифорнии (University of Southern California) и затем в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Старший собрат по композиторскому цеху оказал, пожалуй, самое значительное влияние на Кейджа, который "буквально поклонялся ему, " считая жизненный путь Шёнберга образцом жизни настоящего композитора. Клятва Кейджа посвятить свою жизнь музыке, была ещё действенна и 40 лет спустя, когда у композитора «не было никакой потребности в этом (то есть в сочинении музыки)». Отчасти, он продолжал сочинять из-за данного обещания Шёнбергу. Влияние Шёнберга и его творческих методов на Кейджа отмечены самим композитором в различных лекциях и письмах. Особенно известна беседа, упомянутая в прочтённой им лекции о Случайности 1958 года:

После того, как я учился у него в течение двух лет, Шёнберг сказал: «Чтобы сочинять музыку, Вы должны иметь ощущение гармонии». Я объяснил ему, что у меня не было такого чувства гармонии. Тогда он сказал, что я буду всегда сталкиваться с препятствиями так, как если бы я пытался пройти сквозь стену. Я сказал: «В этом случае я посвящу свою жизнь тому, чтобы биться моей головой об эту стену».

— Дж. Кейдж

Кейдж учился у Шёнберга в течение двух лет, но, хотя он и восхищался своим учителем, он решил оставить учёбу после того, как Шёнберг сказал своим собравшимся студентам, что он пытался лишить их способности сочинять музыку. Намного позже Кейдж по-другому описал случившееся: «, когда он сказал это, я восстал. Не против него, а против того, что он произнёс. Именно здесь я утвердился более, чем когда-либо прежде в желании сочинять музыку». Хотя Шёнберг никогда не хвалил произведения Кейджа в течение этих двух лет, в более позднем интервью, он сказал, что ни один из его американских учеников не был столь интересен, как Кейдж: «Конечно, он не композитор, но он — изобретатель — из гениальных».

Некоторое время, в 1934-35, когда Кейдж учился у Шёнберга, он работал в магазине прикладного искусства его матери, где он встретил художницу Ксению Андреевну Кашеварову. Она была уроженкой Аляски, дочерью российского священника; её работа охватывала прекрасные переплеты книг, скульптуру и коллаж. Хотя Кейдж имел некоторые отношения с Доном Сэмплом (Don Sample), когда он встретил Ксению, он сразу же влюбился. Джон Кейдж и Ксения Кашеварова сыграли свадьбу в пустыне в Юме (Yuma), Аризона, 7 июня 1935.

Владелец страницы: нет
Поделиться