Демьяненко Александр Сергеевич
Демьяненко Александр Сергеевич

Демьяненко Александр Сергеевич — Биография

Алекса́ндр Серге́евич Демья́ненко (30 мая 1937, Свердловск — 22 августа 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр. Народный артист РСФСР (1991).

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. После рождения Александра его отец — Сергей Петрович Демьяненко женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь Надя. Через некоторое время отец вернулся в первую семью, и у Саши родились две родные сестры — Наталья и Татьяна. Постоянно находясь рядом с отцом, маленький Саша рано увлёкся театром. Он записался в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где сыграл свои первые роли. Помимо театра, он учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий баритон.

Юность и поступление

По окончании Свердловской школы № 37 с углублённым изучением немецкого языка Александр в 1954 году попытался поступить в прославленный МХАТ (приёмная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог. Тогда успешно поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, поняв, что данная профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями отправился в Москву, где поступил в ГИТИС. Родители получили от сына телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». ГИТИС окончил в 1959 году.

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился он хорошо, но пропускал много занятий. Ему всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех.

Уже на 2-м курсе ГИТИСа (мастерская Григория Конского) режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили Александра на роль Мити в картину «Ветер» — оптимистическую драму, завершившую «комсомольскую» трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Эта работа начинающего актёра привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рождён новый тип героя — скромный интеллигентный юноша, совершающий подвиг.

В 1959 году Александр Демьяненко был приглашён в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где он проработал три года, но актёра всё больше затягивало кино. Вскоре он покинул столицу и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где жил и работал на киностудии «Ленфильм» до конца своих дней.

Семья

  • Первая жена — Марина Склярова, училась с ним в драмкружке.
  • Вторая жена — Людмила Демьяненко (1940—2005), режиссёр дубляжа киностудии «Ленфильм».
  • Падчерица — актриса Анжелика Неволина (род. 1962).

Переезд в Ленинград

С 1962 года Демьяненко покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Во-первых, он уже начал участвовать в съемках на «Ленфильме», а во-вторых, в Москве ему жить было негде, а в Ленинграде давали квартиру. Демьяненко не нравилась Москва. Приехав в Ленинград ещё в 1961 году, он остался здесь до конца жизни. Его много раз звали в московские театры, но он уже не хотел возвращаться в Москву.

Роли в кино

В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к Александру Демьяненко внимание и зрителей, и режиссёров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. У этих же режиссёров Демьяненко снялся в фильме «Мир входящему» (1961), благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на фестивале в Венеции".

На «Ленфильме» Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник» — следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей. О нём писали газеты и журналы, в киосках продавались открытки с его изображением… Уже сложилось определённое амплуа актёра — молодой незадачливый, но всегда честный, открытый и принципиальный юноша. И кто знает, как сложилась бы судьба Демьяненко дальше, если бы не встреча с Гайдаем…

Роль Шурика в комедиях Гайдая

В середине 60-х Леонид Гайдай приступил к съёмкам комедии. Сценарий назывался "Несерьезные истории", а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие, но всё время что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал: "Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр". Леонид Иович, бросив все свои дела, сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся. По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом. В фильме его решили сделать блондином. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, - вспоминает вдова актера Людмила Акимовна. - Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел". Итак съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть лучше будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки творчества". Вдова Александра Людмила рассказывала: "Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша - такие разные. Саша - широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил, не улыбаясь, но одной его реплики было достаточно, чтобы все лежали в лёжку". Роль Шурика принесла актёру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя - "Кавказская пленница или новые приключения Шурика". А в 1973 году вышла комедия "Иван Васильевич меняет профессию". Все эти фильмы вошли в "золотой фонд" советского комедийного кино, а Демьяненко мгновенно превратился в комедийного актера.

Роли на телевидении

Однако удачный образ Шурика как камень висел на актёре, не позволяя выйти за рамки сложившегося амплуа. Режиссёры вскоре перестали предлагать интересные роли. По словам Дмитрия Демичева, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Демьяненко,«У Александра Сергеевича большая фильмография, но все его роли очень однотипны и не велики, это его очень волновало». От этого его спасло телевидение, где Демьяненко выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» С. Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра, — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал анимационные фильмы. В 1968 году на ленинградском телевидении Александр Демьяненко поставил короткометражный фильм «Святая ложь». Снимался в телесериале «Клубничка».

Работа актёром дубляжа

Александр Демьяненко был одним из ведущих актёров дубляжа — его голосом говорил в «Мёртвом сезоне» развёдчик Ладейников в исполнении Донатаса Баниониса, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт и многие другие.

Роли в театре

Однако с театром ему не повезло — он больше выступал в антрепризах. Тем не менее, с 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии им. Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене — спектакль «Дон Педро» (реж.: Т. Казакова) играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным, также работал в «Приюте комедианта», Московском академическом театре им. Вл. Маяковского. В середине 1990-х сменился главный режиссёр Театра комедии им. Н. П. Акимова — пришла Татьяна Казакова, у которой были свои планы, и Демьяненко в них почему-то не входил. Перешёл в петербургский театр «Приют комедианта», где сразу сыграл в двух спектаклях, ставших событием в театральной жизни северной столицы. Последние годы актёр с успехом продолжал играть на сцене этого театра. В 1991 году удостоен звания народного артиста РСФСР.

Последние дни

Никто не знал, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была необходима сложнейшая операция. Проблемы с сердцем у него начались после одного разговора — главреж Театра комедий Казакова вызвала к себе всех народных артистов. Ему она сказала примерно следующее: «Я вас не знаю как артиста театра. Я, вот, вас видела, вот, в кино…». «Ну, всё ясно, спасибо, значит, я уволен» — вспылил он. Вышел с белым лицом: «Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и не знают…». На съёмках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актёру сделали операцию — это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенёс его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болезни. Врачи сказали — язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал. Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» при нём даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что всё так плохо. А может, не хотел обременять близких. Он очень любил свою семью. Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Александр Сергеевич скончался 22 августа 1999 года в больнице. Диагноз — отёк лёгкого, вызванный коронарной болезнью сердца. Ему было 62 года. 26 августа на похороны актёра пришли сотни людей. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

После смерти

Через полгода в Екатеринбурге, в возрасте 91 года, умер отец Демьяненко, который из-за тяжёлой болезни не смог приехать на похороны сына в Петербург.

Жена Александра Демьяненко, Людмила Акимовна, похоронена рядом с мужем.

Владелец страницы: нет
Поделиться