Иван Иванович — Биография
Иван Иванович (Иоанн Иоаннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581, Александровская слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного и Анастасии Романовны.
Родился в 1554 году, с его рождением связано возникновение в царской семье обычая писать мерные иконы царевичей. Его крестил митрополит Московский Афанасий.
Сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приёмах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Русского Царства против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией.
В 1579 царевич написал житие, службу и похвальное слово святому Антонию Сийскому (в год его канонизации). Его текст представлял собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой, музыка была сочинена царевичем.
Браки
Женат был три раза:
- Евдокия Сабурова (1571—1572),
- Параскева Соловая (1575—1579), обе пострижены в монастырь из-за бездетности по приказу отца, хотя «сын об этом сокрушался».
- Елена Шереметева (1581).
Приближаясь уже к совершенному возрасту, достигнув без трех тридцати лет своей жизни, он по воле отца был уже в третьем браке, и такая частая перемена его жен случалась не потому, что они умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены…
— Временник дьяка Ивана Тимофеева
Смерть
В русских летописях сообщается следующее:
- Московский летописец под 7090 годом сообщает: «Преставися Царевич Иван Иванович» .
- Новгородская четвертая летопись: «Того же году преставися Царевич Иван Иванович на утрени в слободе…».
- Морозовская летопись: «Не стало Царевича Ивана Ивановича».
- Пискаревский летописец: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день: преставление Царевича Ивана Ивановича».
По наиболее популярной версии, царевич был смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре 1581 года (согласно распространенной точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а царевич умер 19 ноября, но ряд источников дают другие даты).
Временник дьяка Ивана Тимофеева содержит следующие сведения о смерти царевича: «так как некоторые говорят, что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка».
Следующую версию излагал папский легат Антонио Поссевино: в ноябре 1581 года в Александровской слободе Иван Грозный застал свою невестку Елену, лежащей на скамье в одной исподней одежде.
Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах:«Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве».— Антонио Поссевино, «Исторические сочинения о России»
Российский историк князь Михаил Михаилович Щербатов, рассматривая разные версии смерти Ивана Ивановича, считает версию Поссевино наиболее вероятной.
Француз на русской службе Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье».
Версию о смерти в результате удара жезлом отца приняли в свое время, Щербатов, Николай Карамзин и другие известные русские историки. Создание Репиным популярной картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» сделало эту точку зрения хрестоматийной.
Исаак Масса писал более обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына», что однако свидетельствует о действительно ходивших слухах.
Экспертиза
В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Главный археолог Кремля, доктор исторических наук Панова Т. Д. пишет: «… с чем связано такое повышенное содержание (мягко говоря) ртути, мышьяка, да и свинца — остается только гадать».
Череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани. По этой причине антрополог Михаил Герасимов, сделавший скульптурный портрет Ивана Грозного и Федора Иоанновича, не смог создать реконструкцию по черепу царевича Ивана.
Критика
История о том, что царевич был убит собственным отцом, подвергается постоянной критике. Во время Российской империи — как наносящая ущерб репутации носителю царской власти; в более позднее время — защитниками «репутации» царя Ивана (см. в частности Вопрос о канонизации Ивана Грозного).
В 1903 году академик Н. С. Лихачев сделал вывод, что Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после 11-дневной болезни, казавшейся поначалу не опасной.
Историк С. В. Фомин версии иностранцев об убийстве царевича называет сплошной мюнхгаузеаной: «одно предположение (о якобы имевшей место перед кончиной ссоры и времени протекания предсмертной болезни) сменяется другим, противореча одно другому».
Эта же тенденция приводит к критике картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и петициям убрать ее из Государственной Третьяковской галереи.
Захоронение
Царевич похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Федором, в правой части алтаря, за иконостасом собора.
Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин или раб“».