Друскин Михаил Семёнович
Друскин Михаил Семёнович
01.01.1905 — 20.04.1991

Друскин Михаил Семёнович — Биография

Михаил Семёнович Друскин (1 (14) января 1905, Киев — 20 апреля 1991, Санкт-Петербург) — советский музыковед, пианист, педагог. Доктор искусствоведения (1946). Профессор Ленинградской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962).

Годы учебы, работа в Петрограде-Ленинграде

В 1921 году Михаил Друскин окончил Единую трудовую школу (бывшую гимназию Л. Д. Лентовской; учился в одном классе с Александром Введенским и Вадимом Андреевым, сыном писателя Леонида Андреева). В том же 1921 поступил в Петроградский университет на математический факультет (который вскоре бросил), в 1922 году — на Высшие курсы искусствознания в Петроградский-Ленинградский Институт истории искусств. Сначала обучался на «словесном разряде», где посещал семинары Ю. Н. Тынянова и Б. В. Казанского; потом перешёл на «музыкальный разряд», где участвовал в двух семинарах Б. В. Асафьева; принимал участие в критическом семинаре у А. Н. Римского-Корсакова. Одновременно участвовал в акциях «левого» искусства. В 1924 году (в возрасте 19 лет) стал научным сотрудником института.

В январе 1922 года М. Друскин поступил в Петроградскую консерваторию на фортепианный факультет (учился у А. А. Винклера и О. К. Калантаровой). В годы учёбы участвовал в институтских концертах-выставках (1922—1925), организованных по инициативе Асафьева, где исполнялась музыка старинная и современная. В 1925 окончил консерваторию с отличием.

С осени 1925 года — педагог фортепианного класса в IV (Центральном) музыкальном техникуме, там же — заведующий фортепианным отделом техникума и учебной частью, секретарь кружка новой музыки, руководимого Асафьевым.

Когда в 1925 году в Ленинграде была организована Ассоциация современной музыки (ЛАСМ), Друскин стал её членом. С конца 1926 секретарь ЛАСМа вплоть до её самороспуска в 1928 году.

В 1925 году женился на Надежде Александровне Карасик (1903—1962), переводчице с английского языка.

В 1926 году дал первый клавирабенд, затем ежегодно давал по два с новыми программами (исполнял современную музыку: Прокофьева, Стравинского, Крженека, Шимановского, французских авторов).

В декабре 1928 года издательство «Тритон» выпустило в свет его книгу «Новая фортепианная музыка с систематическим обзором современной фортепианной литературы» (работа над книгой шла с октября 1926-го по август 1927 года).

В 1929 году подвергся «чистке» в институте, который покинул вслед за своим учителем, Асафьевым.

Поездка в Германию

Летом 1930 года Михаил Друскин отправился в Берлин к Артуру Шнабелю. Приезд в Берлин пришелся на время роста националистических настроений в Германии, вследствие чего еврей Артур Шнабель ушел из консерватории. Тем не менее от встреч Шнабель не отказался (общение со Шнабелем, который предпочитал заниматься не столько пианизмом, сколько формированием взглядов и личности ученика, протекало в основном в форме бесед на самые разные темы — преимущественно политические).

М. Друскин играл с Германом Шерхеном осенью 1930 года в Кёнигсберге, исполнял Четвёртый концерт Бетховена в Кёльне в 1931 году (с оркестром Берлинской филармонии). 12 января 1932 года с дирижером Ю. Прювером сыграл Концерт Стравинского. В Германии Друскин пропагандировал новую русскую музыку, проводил лекции-концерты, исполняя произведения Щербачёва, Шостаковича, Мосолова, Рязанова и др. Писал для советской периодики корреспонденции о музыкально-общественной жизни Германии тех лет: о концертах, спектаклях и радиопрограммах, о композиторах, дирижерах, пианистах, о новых сочинениях.

Публиковался в зарубежных журналах — «Melos», «Anbruch», «Auftakt».

Снова в Ленинграде

М. Друскин вернулся из Германии в феврале 1932 года, а уже в апреле сыграл в Большом зале Ленинградской филармонии Концерт Стравинского (под управлением Ганса Штейнберга) — впервые в СССР.

Избран главой Ленинградского поста Международного музыкального бюро с центром в Москве (1933—1935), а затем членом бюро Ленинградского Союза композиторов. С 1934 года начал договорную работу в Фольклорной секции Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР в качестве руководителя бригады по собиранию революционных песен. Позднее вышли в свет две книги — «Революционные песни 1905 года с приложением тринадцати нотных примеров» (Л., 1936) и «Русская революционная песня: Исследовательский очерк» (М., 1954).

В 1935 году Друскин приглашён в консерваторию, в декабре 1935 года он и. о. доцента.

Работал в филармонии под руководством И. И. Соллертинского, издал книжку «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936), цикл брошюр о фортепианных концертах Бетховена (1937), Листа (1938), Чайковского (1938), Моцарта (1939), о исполнявшихся тогда Шестой симфонии Бетховена (1936), Первой симфонии Шостаковича (1938) и, наконец, о «Страстях по Матфею» Баха (совместно с Я. С. Друскиным, 1941). Подготовил сборник переводных работ Ж. Тьерсо, Ж. Комбарье, Э. Истеля, Ш. Кёхлина, Ж. Продомма «Французская музыка второй половины XIX века» (1938).

Годы войны

В блокадном Ленинграде до февраля 1942 года Друскин преподавал одновременно в консерватории и в Театральном институте. Вместе с возглавляемой им кафедрой музыкального образования института был эвакуирован в Кострому, весной перебрались в Пятигорск, в августе он вместе с женой был вынужден бежать, спасаясь от подступавших к Северному Кавказу немецких войск. Далее Тбилиси, кружная дорога через Ереван и Джульфу в Баку; оттуда на противоположный берег Каспия, в Красноводск, железнодорожным путём по Турксибу в Новосибирск. В 1943—1944 годах работал в Уральской консерватории в качестве заведующего кафедрой истории музыки. В Ленинград вернулись в 1944 году, и осенью М. Друскин продолжил работу в Ленинградской консерватории.

Просветительская работа

Друскин готовил просветительские лекции с концертными исполнениями на Ленинградском радио. Перед отъездом в Германию Друскин провёл на радио цикл из девяти лекций-концертов под названием «Что такое музыка». С 1932 по 1936 год был штатным пианистом-солистом (радиопсевдоним С. Дмитриев), а позднее стал консультантом музыкального радиовещания (1945—1948). После смерти Соллертинского заведовал научно-методическим отделом филармонии (1944—1946).

Послевоенные годы, история основных трудов

Докторская диссертация (без защиты кандидатской) на тему «История клавира и клавирной музыки в ХVI-XVIII веках», (учёное звание доктора искусствоведения получено в 1946). С 1947 года Друскин — профессор Ленинградской консерватории и старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии (до 1953).

В разгар «борьбы с космополитизмом» был изгнан из консерватории, однако в институте Друскин был оставлен работать: свою «вину» должен был искупить написанием книги «Вопросы музыкальной драматургии оперы» (1952), основной материал которой составила русская опера. 1 сентября 1949 года Друскин восстановлен в консерватории в должности профессора.

С Ленинградской консерваторией связаны 66 лет жизни М. Друскина: с 1935 года до последних дней жизни. Им было разработано и прочитано множество лекционных курсов, которые он вел в разные периоды: «История фортепианной музыки» (1937—1941), «История русской музыки» (1944—1949), «История советской музыки» (1944—1949, также для аспирантов-пианистов), «История зарубежной музыки» разных исторических периодов и столетий (начиная с 1960-х гг., главным образом историю ХХ в.). Впервые в истории отечественного высшего музыкального образования разработал и читал специальный курс «Музыкальная историография» (1971—1991; вводная часть опубликована посмертно).

Подавляющее большинство трудов Соллертинского были собраны, отредактированы и опубликованы Друскиным.

С конца 1950-х годов братья Яков и Михаил Друскины готовили к русскому изданию великую книгу Альберта Швейцера «Иоганн Себастьян Бах». Книга имела двойной тираж (1964 и 1965) и стала библиографической редкостью. И. С. Баху посвящены две книжки о пассионах и мессах, монография о композиторе (1982), посвященная памяти старшего брата, а также цикл баховедческих статей.

1970-е годы — работа над монографией о Стравинском. В апреле 1975 года в Ленинградской консерватории по настоянию Обкома партии было организовано обсуждение книги в духе «проработок» конца 1940-х годов. В 1984 году Друскину присуждена первая премия имени Б. Асафьева «за научные труды последних лет».

Друскиным прочитаны циклы лекций — по истории зарубежной музыки, позднее по историографии — в Китае (1957), Болгарии (1965, 1966, 1973), Западном Берлине (1970-1980-е), а также неоднократно в городах СССР —Ташкенте, Ереване, Тбилиси, Киеве (в 1970-е и 1980-е). Выступал он в Болгарии (1965, 1966, 1973), Чехословакии (1961, 1974), Польше (1962), Югославии (1965), Венгрии (1966), Румынии (1967), ГДР (1967, 1970, 1974—1977, 1981, 1985) и Западном Берлине (1981—1987); был приглашён также во Францию (1959), Австрию (1961), Испанию (1967).

Написанный Друскиным учебник «История зарубежной музыки второй половины XIX века» выдержал девять переизданий (в том числе переводы на иностранные языки). Друскин участвовал в министерских Методических конференциях, был соавтором до сих пор актуальной Программы по истории зарубежной музыки (1978) и др.

Друскин активно поддерживал творческие искания представителей отечественного авангарда — Э. Денисова, А. Шнитке, В. Сильвестрова, Г. Канчели, А. Тертеряна и других.

Значительное место в творчестве М. Друскина принадлежит музыке С. Прокофьева: статья «Фортепианное творчество Сергея Прокофьева» (Советское искусство. 1938. 2 октября); «Балет „Ромео и Джульетта“» Прокофьева (Советская музыка. 1940. № 3); Пятая симфония Прокофьева (Ленинградская правда. 1940. 3 мая); «Опера Прокофьева „Война и мир“» (Друскин М. Избранное: Монографии. Статьи. М., 1981. C. 225—227); статья «Музыкальный театр Прокофьева» (написана к 70-летию композитора).

Владелец страницы: нет
Поделиться