Мартен Анри-Жан
Мартен Анри-Жан
16.01.1924 — 13.01.2007

Мартен Анри-Жан — Биография

Анри́-Жа́н Марте́н (фр. Henri-Jean Martin, 16 января 1924, Париж — 13 января 2007, Париж) — французский историк, специалист по истории книги и книгопечатания а также истории письменности.

Анри-Жан Мартен — основатель французской школы истории книги, он очертил рамки этой дисциплины, написал множество работ и руководил научными исследованиями в Национальной школе хартий и в Высшей школе практических исследований. Кроме того, Анри-Жан Мартен был редактором энциклопедического издания «История французского книгопечатания».

Получив в 1947 году диплом архивиста-палеографа в Национальной школе хартий, Анри-Жан Мартен начал работу хранителем в Национальной библиотеке Франции в Париже. Работая в Отделе редких и ценных книг, он организовывал многочисленные выставки. Среди них одна, особенно известная, была посвящена королевской Типографии, в рамках которой Анри-Жан Мартен впервые показал медные и деревянные гравировальные доски XVII века и добился права на их хранение в библиотеке.

Затем Анри-Жан Мартен занялся составлением каталога эротических книг Ада (livres érotiques de l’Enfer). Это исследование легло в основу дипломной работы по филологии, которую Анри-Жан Мартен защитил в 1962 году в Национальном центре научных исследований (Centre nationale de la recherche scientifique).

Завершив эту работу, Анри-Жан Мартен возвратился в библиотечное дело: в 1962—1968 годах он стоял во главе муниципальной библиотеки Лиона, второй по значимости библиотеки Франции. В это же время он принимал участие в создании Музея Типографии в Лионе.

Продолжая исследования в области истории книги, Анри Жан-Мартен посвятил свою кандидатскую диссертацию типографии Себастьяна Крамуази (Sébastien Cramoisy), эту работу он защитил впоследствии в Высшей школе практических исследований. Большое внимание он уделил именно экономической стороне типографского процесса, что не ускользнуло от Фернана Броделя. Благодаря ему, Анри-Жан Мартен познакомился с Люсьеном Февром, который к этому моменту искал исследователя для совместного написания научного труда об истоках типографского дела.

Работая с Февром над подготовкой фундаментального труда «Появление книги», Анри-Жан Мартен углубился в изучение экономического, политического и культурного аспектов книгопечатного производства, а затем, после смерти Февра в 1956 году Мартен занялся редактированием и подготовкой к печати этого исследования. Книга вышла в 1958 году.

Особенностью работ Мартена, написанных после «Появления книги» стало совмещение принципов школы «Анналов» с библиографическими методами: статистические методы и теория будут сочетаться в исследованиях Мартена с тщательным изучением полиграфических особенностей книг.

В 1982—1986 годах Мартен совместно с Роже Шартье подготовил книгу «Histoire de l’édition française» («История французского книгопечатания»), которая явилась результатом его многолетней исследовательской деятельности. Большое количество авторов статей для этого четырехтомного издания свидетельствует о размахе, который Анри Жан-Мартен придал дисциплине «история книги».

В работе «Histoire et pouvoirs de l’écrit» («История и влияние письменности», 1988), Анри-Жан Мартен исследовал влияние развития письменности на структурирование различных обществ. Изобретение печатной книги рассматривается в этой работе как один из этапов долгой истории записи и сохранения информации: от зарождения письменности до появления современных информационных сред. Устной культуре Мартен противопоставил культуру письменную, попытался выявить причины и последствия ее триумфа и определить ее предназначение в жизни общества.

Затем Анри-Жан Мартен вновь обратился к изучению материальных свойств книги («Mise en pages et mise en texte du livre manuscrit», («Постраничное размещение текста в рукописной книге», 1990). Работа «Mise en page et mise en texte du livre moderne. La naissance du livre moderne» («Постраничное размещение текста в печатной книге. Рождение современной книги», 2000) посвящена исследованию соотношения письма и мысли, замысла автора и восприятия читателя. В самой организации текстов и их воспроизведении Мартен обнаружил причины этого соотношения, а также навыков чтения и символической роли книги в обществе. Кроме того, он исследовал механизмы сознания, порожденные возникновением письменности в древнейших обществах.

Владелец страницы: нет
Поделиться