Сухотра Свами

Сухотра Свами — Биография

Сухо́тра Сва́ми (Suhotra Svāmī IAST, англ. Suhotra Swami; домонашеское имя — Сухо́тра Да́с(а), Suhotra Dāsa IAST, англ. Suhotra Das; имя при рождении — Ро́джер Те́рренс Кро́ули,англ. Roger Terrence Crowley; 11 декабря 1950, Холиок, Массачусетс, США — 8 апреля 2007, Маяпур, округ Надия, Западная Бенгалия, Индия) — индуистский кришнаитский писатель, философ и гуру; один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН); автор ряда книг на тему вайшнавской философии и веданты.

1950—1971 гг. Ранние годы

Роджер Терренсе Кроули родился 11 декабря 1950 года в небольшом городке Холиок штата Массачусетс, который считается родиной волейбола. Мать Роджера была англичанкой, а отец, ветеран Второй мировой войны, служил офицером в ВВС США. Когда Роджеру был всего один год от роду, он вместе с семьёй переехал в Японию, на американскую военную базу в Тачикава в окрестностях Токио. В 1956 году семья Кроули снова сменила место жительства, переехав на Азорские острова. Последующие четыре года Роджер провёл на американской военной базе «Лажеш» на острове Терсейра, где учился в англоязычной школе для детей американских военнослужащих. В этот период Роджер впервые побывал в Германии и Англии, где жили родственники его матери.

Когда Роджеру было 12 лет, его отец ушёл на пенсию, после чего семья поселилась в Детройте. В 1967 году, во время учёбы в школе, ему в руки попала запись мантры «Харе Кришна» в исполнении известного американского поэта-битника Аллена Гинзберга. Гинзберг часто общался с вайшнавским гуру Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который за два года до этого приехал в США из Индии и основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны.

Мантра Роджеру понравилась и он начал периодически её повторять. В школе Роджер учился на отлично и после её окончания поступил в университет, где ему предложили стипендию. Вскоре, однако, он потерял интерес к учёбе, которая казалась ему бессмысленной, и примкнул к движению хиппи. Он начал экспериментировать с наркотиками и увлёкся восточной философией, йогой и возможностью «расширения сознания». Тогда же он серьёзно заинтересовался дзэн-буддизмом. Проучившись два года, Роджер бросил учёбу и принял буддийского гуру.

В 1971 году в Детройте произошла первая встреча Роджера с кришнаитами, которые поразили его тем, что всегда «выглядели счастливыми». Однажды вечером, в историческом центре Детройта, Роджер встретил на улице группу поющих монахов-кришнаитов. Вдохновившись, он присоединился к ним и принял участие в уличном киртане, а после его окончания нанёс визит в детройтский храм. В это время монахом-послушником в храме служил Индрадьюмна Даса, в будущем ставший известным кришнаитским гуру и проповедником Индрадьюмной Свами.

Роджер принял участие в вечерней церемонии арати, прослушал лекцию по «Бхагавад-гите», принял освящённой пищи прасада и купил экземпляр кришнаитского журнала Back to Godhead. Возвратившись домой, он прочитал журнал несколько раз подряд и по прошествии нескольких дней решил ради эксперимента пожить какое-то время в кришнаитском ашраме. В журнале значилось, что он был опубликован в Бостоне, и Роджер, желая познакомиться с авторами прочитанных им статей, решил отправиться в Бостон. Так как денег для тысячекилометрового путешествия у него не было, в Бостон он приехал на грузовике вместе со своим знакомым водителем-дальнобойщиком.

1971—1991 гг. Миссионерская деятельность

Роджер хотел пожить в бостонском храме лишь некоторое время и, «одухотворившись», возвратиться в Детройт. Однако, жизнь в кришнаитском ашраме пришлась ему по душе и, вместо того, чтобы вернуться домой, он принял монашеский образ жизни. В июле 1971 года Роджер получил от Бхактиведанты Свами Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя «Сухотра Даса».

В 1970-е годы Сухотра активно занимался проповедью гаудия-вайшнавизма в США. Он был одним из участников проповеднической «Путешествующей группы санкиртаны Радхи-Дамодары», основанной и руководимой Тамалой Кришной Госвами и Вишнуджаной Свами. Входившие в эту группу кришнаитские монахи занимались распространением религиозной литературы и пением мантры «Харе Кришна» в общественных местах, в основном в университетских кампусах. Сухотра также проповедовал в составе так называемой BBT Library Sankirtan Party — проповеднической группы, занимавшейся распространением трудов Бхактиведанты Свами Прабхупады в библиотеках американских вузов. Вместе с Сухотрой в рядах Library Party занимались миссионерской деятельностью также и другие будущие лидеры ИСККОН: Гханашьяма и Сатсварупа Госвами.

Когда в 1974 году Сухотра в составе «Путешествующей группы санкиртаны» находился в Хьюстоне, корреспондент техасского журнала Texas Monthly посетил местный храм кришнаитов и взял у него интервью. В ходе беседы журналист спросил мнение Сухотры о популярном неоиндуистском гуру Махарадж-джи, который в то время находился в Хьюстоне с визитом. Сухотра заявил, что Махараджи-джи был гуру-обманщиком и что его учение не соответствовало базовому тексту индуизма — «Бхагавад-гите»:

В 1976 году Сухотра совершил паломничество по святым местам в Индии, а в 1977 году прибыл в Европу, где избрал своей базой Германию. В последующие годы он проповедовал гаудия-вайшнавизм в странах Восточной Европы и Скандинавии.

В 1982 году Сухотра принял санньясу, уклад жизни в отречении, от Харикеши Свами, получив при этом титул «свами». В 1988—1991 годах он активно путешествовал и проповедовал гаудия-вайшнавизм в разных странах мира, в основном в Азии и Австралии.

1991—2003 гг. Деятельность в руководстве ИСККОН

В 1991 году Сухотра Свами был избран членом Руководящего совета — коллегиального органа управления ИСККОН. На этом посту Сухотра Свами курировал деятельность ИСККОН в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария и Греция. Одновременно с этим он продолжал проповедовать и выступать с лекциями. В 1996—1997 годах Сухотра Свами исполнял обязанности председателя Руководящего совета, а в одах был членом сформированного Руководящим советом консультативного комитета по шастрам, который занимался разрешением спорных философских и богословских вопросов.

Последние годы в Индии. Смерть

В 2003 году Сухотра Свами оставил свои обязанности члена Руководящего совета ИСККОН и стал проводить большую часть своего времени в Индии, одновременно продолжая проповедовать в Европе. В 2005 году он окончательно поселился в Маяпуре, Западная Бенгалия, посвятив себя литературной деятельности. Сухотра Свами умер 8 апреля 2007 года в Маяпуре, где в его честь в 2009 году был возведён самадхи (индуистский мавзолей).

После смерти Сухотры Свами, Киммо Кетола, один из ведущих финских религиоведов, отозвался о нём следующим образом:

Владелец страницы: нет
Поделиться