Вельдхёйзен ван Зантен
Вельдхёйзен ван Зантен

Вельдхёйзен ван Зантен — Биография

Якоб Луис Вельдхёйзен ван Зантен (нидерл. Jacob Louis Veldhuyzen van Zanten; 5 февраля 1927 — 27 марта 1977) — нидерландский пилот-инструктор. Он был командиром Boeing 747, замешанного в самой крупномасштабной авиакатастрофе в истории гражданской авиации. В его полном имени фамилией являются последние три слова: Вельдхёйзен ван Зантен.

Родился 5 февраля 1927 года в городе Лиссе, Нидерланды.

21 июня 1947 года получил лицензию частного пилота, а 18 апреля 1950 года — лицензию коммерческого пилота. В этом же году он начал работать в компании KLM Royal Dutch Airlines в качестве руководителя полётов. В 1951 году вступил в должность второго пилотa на самолёте Douglas DC-3.

22 сентября 1952 года ван Зантен получил лицензию бортрадиста, 19 октября 1956 года — лицензию линейного пилота, а 6 августа 1963 года — лицензию штурмана.

До своего повышения на должность лётного инструктора Вельдхёйзен ван Зантен был рядовым лётчиком. За годы работы в KLM он имел допуск к полётам на следующих типах самолётов:

  • Douglas DC-3: с 28 сентября 1951 года до 20 июня 1962 года;
  • Convair CV240/340 с 23 августа 1952 года до 20 июня 1962 года;
  • Lockheed Constellation с 1 октября 1952 года до 20 июня 1962 года;
  • Douglas DC-6 с 12 февраля 1957 года до 20 июня 1962 года;
  • Douglas DC-7C с 6 июня 1957 года до 20 июня 1962 года;
  • Vickers Viscount 803 с 11 июня 1959 года до 21 июля 1967 года;
  • Douglas DC-9 с 16 марта 1967 года до 9 июня 1971 года;
  • Boeing 747 с 23 января 1971 года до 27 марта 1977 года.

В 1971 году ван Зантен был ответственным за доставку из Сиэтла, США, в Нидерланды первого лайнера Boeing 747, заказанного KLM (на том рейсе он был вторым пилотом). Спустя несколько лет после приобретения авиакомпанией самолётов Boeing 747, он был назначен главным лётным инструктором для самолётов этой модели: после того как занимающий эту должность пилот вышел на пенсию, ван Зантен был повышен и стал руководителем подразделения подготовки пилотов на Boeing 747.. Одним из его учеников был Клас Мёрс (нидерл. Klaas Meurs), второй пилот на рейсе KL4805: 17 января 1977 годa ван Зантен вручил ему лицензию.

Незадолго до своей гибели ван Зантен принял участие в рекламной кампании KLM. Журналы с этой рекламой находились на борту голландского лайнера в день катастрофы. Существуют противоречивые мнения и предположения, почему из всех лётчиков KLM именно ему предложили принять участие в пиар-кампании: в то время как некоторые считают, что ван Зантен был избран из-за своего высокого статуса в KLM, есть мнение, что его избрали по той причине, что он как исполняющий обязанности инструктора основное время проводил на земле и был более доступным, чем другие пилоты аналогичного ранга, выполняющие частые полёты.

Погиб в авиакатастрофе в Лос-Родеос 27 марта 1977 года. Когда до руководителей KLM дошла информация о катастрофе, они попытались связаться с ван Зантеном и попросить его отправиться на Тенерифе для того, чтобы помочь в расследовании . На момент смерти число его лётных часов составляло 11 700, 1545 из них — на Boeing 747.

В последние годы жизни Вельдхёйзен ван Зантен проживал в городе Сассенхейм (нидерл. Sassenheim), Нидерланды. В свободное от основных занятий время он увлекался автогонками и музыкой, а также США. Он оставил после себя жену и двоих детей .

Вельдхёйзен ван Зантен был одним из нескольких десятков погибших, которых не удалось опознать, и не имеет официального места захоронения.. Однако его фамилия упоминается в списке погибших на мемориале, воздвигнутом на кладбище Вестгарде (нидерл. Westgaarde) в Амстердаме.

Владелец страницы: нет
Реклама KLM, для которой Якоб ван Зантен снялся незадолго до гибели.