Лян Сычэн
Лян Сычэн
20.04.1901 — 09.01.1972

Лян Сычэн — Биография

Лян Сычэн (кит. 梁思成, пиньинь: Liáng Sīchéng) (20 апреля 1901, Токио, Япония — 9 января 1972, Пекин, КНР) — китайский архитектор, историк китайской архитектуры.

Сын известного китайского философа Лян Цичао (кит. 梁启超), муж известной китайской поэтессы и архитектора Линь Хуэйинь (кит. 林徽因).

Родился 20 апреля 1901 года в Токио. В Японию его отец, Лян Цичао, эмигрировал в 1898 году, спасаясь от казни, которая грозила ему как одному из лидеров разгромленной партии реформаторов.

Лян Сычэн впервые приехал в Китай вместе с вернувшимся на родину отцом в 1911 году.

С 1915 по 1923 год учился в Политехническом институте Цинхуа в Пекине.

В 1924 году поступил на факультет архитектуры Пенсильванского университета, который закончил со степенью магистра архитектуры в 1927 году.

В 1924 со своей будущей (с 1928) женой Линь Хуйинь, ставшей впоследствии архитектором и поэтом, поступил в Америке на факультет архитектуры Пенсильванского университета. Там изучение античной ордерной системы, памятников европ. Средневековья и Ренессанса включало восстановление чертежей старинных разрушенных зданий или завершение планов недостроенных соборов, в чем Лян превзошел других студентов. В 1925 году юноша получил от отца трактат «營造法式» («Методы архитектуры»/«Строительные стандарты»/«Законы и образцы архитектуры и строительства»), повлиявший на всю его жизнь. Это был ключ к архитектуре эпохи Сун. Оригинал книги, составленной в 1103 чиновником сунского двора, был утерян, но копию удалось найти в 1920-х. В 1927, став магистром, Лян Сычэн уехал в Гарвардский университет изучать историю архитектуры, где познакомился с трудами нем. исследователя Э. Бершманна (Ernst Boerschmann) и шведского искусствоведа О. Сирена (О. Siren). Э. Бершманн совершил ряд многолетних научных экспедиций по Китаю, сделал сотни фотографий, зарисовок, чертежей, собрал исторические и литературные сведения о памятниках зодчества. На этой основе он написал фундаментальные труды по китайской архитектуре, в том числе «Архитектура и религиозная культура Китая» в 3 т. (1931). Два трактата О. Сирена о городских стенах, воротах и дворцах Пекина увидели свет в 1924 и 1926. В 1925 он опубликовал 4-томную «Китайскую скульптуру» и в 1930 — «Архитектуру» (как т. 4 в «Истории искусства древнего Китая»). Позднее Лян Сычэн отметил, что эти двое, «не зная ничего о принципах, используемых в китайской архитектуре, великолепно описали постройки Китая. Но из них двоих Сирен был лучшим. Он использовал вновь обретенный трактат „Ин цзао фа ши“,хотя и весьма поверхностно».

В марте 1928, после свадьбы вместе с Линь Хуйинь, Лян возвратился в Китай, по пути совершив большое путешествие по Европе для осмотра архитектурных памятников. Сразу же по возвращении на родину он получил приглашение в Северо-Восточный университете в Мукдене (Шэньян дун-бэй дасюэ) — создать и возглавить первый в истории китайской педагогики факультет архитектуры. С помощью жены и двух китайских архитекторов (выпускников Пенсильванского ун-та) Лян Сычэн создал программу обучения по методике Поля Крэ и организовал архитектурную фирму. Он спроектировал главное здание университета и исследовал архитектуру расположенных у Шэньяна могильных комплексов первых императоров династии Цин (1644—1911). Обширный северо-восток Китая оставался в то время еще неосвоенной территорией с большим потенциалом развития. Необходимость в архитектурном планировании и строительстве была огромной. Молодые архитекторы оказались вовлечены в процесс преподавания и разработки городских проектов, архитектурных планов, наблюдения за строительством. Но эта деятельность прекратилась в 1931 году, когда японские войска оккупировали сев.-вост. провинции Китая.

В 1931 Лян Сы-чэн перебрался в Пекин и стал одним из руководителей Общества изучения архитектуры и строительства Китая (Чжунго ин-цзао сюэшэ), что на многие годы определило направление его научной деятельности. Лян Сы-чэн подытожил все свои ранние исследования трактата «Инцзаофаши», но смысл множества технических терминов оставался неясен. Оказалось, что «единственные доступные источники информации — сами постройки, а единственные учителя — ремесленники». В 1932 он руководил реставрацией Вэньюаньгэ (Палата культурных глубин) в императорском дворце Гугун и обратился к опыту ремесленников, строивших и поддерживавших в порядке дворцовые сооружения, в большинстве своем перестроенные в эпоху Цин. Выпущенное тогда старинное руководство «Цин гун-бу гун-чэн цзо-фа цзэ- ли» («Правила и примеры инженерно-строительных действий цинского министерства работ», изд. 1734) изобиловало теми же непонятными терминами, которые старым ремесленникам достались по наследству в устной передаче. С помощью пекинских мастеров Лян Сычэн определил многие сорта древесины, разобрался в деталях строительных конструкций, приемах и последовательности строительства, расшифровал правила этого руководства. В том же 1932 году результаты исследований он отразил в рукописи своей первой книги «Цин-дай инцзао цзэ-ли» («Архитектурно-строительные правила и примеры эпохи Цин», изд. 1934; Пекин, 1981), где объяснил существенные отличия цинского строительного трактата от сунского, а также в публикации в трех номерах ежеквартального «Вестника Общества изучения архитектуры и строительства Китая» («Чжунго ин-цзао сюэшэ хуйкань») под названием «Ин-цзао суань-ли» («Примеры архитектурно-строительных расчетов») отредактированных частей обширного собрания рукописей «Цин-дай цзян-цзо цзэ-ли» («Правила и примеры ремесленной работы эпохи Цин»), посвященных арх-ре и строительству.

Осознав, что ключ к пониманию «Ин цзао фа ши» лежит в изучении сохра¬ нившихся зданий эпохи Сун, обратился к полевым исследованиям. Образцов ранней архитектуры в больших городах оставалось относительно немного из-за войн, разрушительных конфликтов и пожаров. Поиск требовал осмотра маленьких городков, сел и отдаленных храмовых комплексов. Вместе с супругой он наметил по картам маршруты, основываясь на сообщениях в местной печати. В местных хрониках упоминались старинные храмы, пагоды и др. сооружения, являвшиеся гордостью каждого р-на, но их датировки не всегда соответствовали действительности. Часто здания оказывались перестроенными или вовсе уничтоженными. Несмотря на это, путеводители помогали обследовать большие территории и даже целые провинции. Некоторые открытия были сделаны даже на основе сбора и анализа устных преданий, упоминаний в традиционных песнях.

В 1946 году написал на английском языке книгу «Иллюстрированная история китайской архитектуры» (издана в 1980 году).

В том же году приезжает в США для чтения лекций по китайской архитектуре по приглашению Принстонского и Йельского университетов. В США он также вошёл в группу известных архитекторов, которые проектировали Штаб-квартиру ООН.

Однако уже в 1947 году из-за болезни жены спешно возвращается в Китай.

В 1948 году был избран академиком Академии Синика (кит. 中央研究院). В том же году в Принстонском университете получил степень почётного доктора.

В 1959 году вступил в КПК.

Помимо вклада в развитие истории китайской архитектуры, в которой считается одним из первооткрывателей, Лян Сычэн также участвовал в работах по городскому планированию и архитектурному проектированию Пекина, в работе по созданию эскизов Государственного герба КНР, проекта Памятника народным героям, Дома памяти монаха Цяньчжэня в городе Янчжоу и других сооружений.

С 1946 по 1972 год преподавал в Политехническом университете Цинхуа.

Ушел из жизни в Пекине 9 января 1972 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться