Шведе Леопольд Густавович
Шведе Леопольд Густавович

Шведе Леопольд Густавович — Биография

Шве́де (Schwede) Леопольд Густавович (Леопольд Магнус) (1823—1882) — русский кораблестроитель XIX века, генерал-майор, построил первый в России плавучий гидравлический пятисекционный док, основатель морской династии Шведе.

Леопольд Густавович Шведе родился 8 октября 1823 года в г. Вольмар Лифляндской губернии.

24 июля 1840 года после окончания Перновского реального училища был определён воспитанником в кондукторские роты учебно-морского рабочего экипажа.

2 июля 1847 года по окончанию кораблестроительного отделения училища произведён в прапорщики и оставлен в училище преподавателем.

8 апреля 1851 года был переведён в корпус корабельных инженеров, принимал участие в разработке проекта и изготовлении чертежей 84-пушечного парусного линейного корабля «Орел», состоял помощником руководителя строительства 84-пушечного корабля «Прохор» М. Н. Гринвальда.

В 1854 году назначен на должность старшего корабельного инженера гребной флотилии Балтийского флота, в составе которой участвовал в отражении атаки англо-французского флота на порт Або в Крымскую войну 1853—1856 годов. За отличия произведён в подпоручики и назначен руководителем строительства 16 гребных канонерских лодок на Охтинскую верфь.

В 1855 году под руководством корабельного инженера А. Иващенко, Шведе принимал участие в строительстве быстроходных винтовых корветов «Боярин», «Новик», «Посадник», «Гридень», «Воевода» и «Рында».

В 1856 году присвоен чин поручика. Участвовал в переходе из Кронштадта в Средиземное море на 84-пушечном корабле «Выборг». По возвращению из плавания в 1858 году принимал участие в постройке парохода-фрегата «Смелый» на Охтинской верфи.

В 1859 на Галерном острове Санкт-Петербурга построил первый в России плавучий гидравлический пятисекционный док сборной конструкции.

1 апреля 1860 года Шведе был назначен помощником судостроителя, а 18 октября 1860 года младшим судостроителем Петербургского порта, где построил свой первый корабль 45-пушечный винтовой фрегат «Ослябя» и 17-ти пушечный винтовой корвет «Аскольд».

21 ноября 1863 года был назначен старшим судостроителем Петербургского порта.

В 1865 году Шведе был командирован в Англию и Францию для изучения опыта постройки железных плавучих доков и деревянных судов по новой смешанной системе набора на железных шпангоутах. По возвращению из командировки построил в Гатчине в Адмиралтействе на Серебряном пруду фрегат «Эмпренабль» («Неприступный») и яхту «Миролюбивая». По окончанию строительства, в 1870 году был командирован в Николаев для постройки императорской яхты «Ливадия».

28 марта 1871 года произведён в подполковники.

1 января 1874 года Шведе за отличную постройку и благополучный спуск «Ливадии» произведён в полковники.

13 ноября 1875 года Шведе избран почётным членом Конференции Николаевской Морской академии и назначен инспектором кораблестроительных работ при Петербургском порте. В этой должности он прослужил шесть лет.

25 января 1882 года произведён в генерал-майоры и назначен на должность члена кораблестроительного отделения Морского технического комитета.

Л. Г. Шведе скончался 21 марта 1882 года в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться