Каратыгина Александра Михайловна
Каратыгина Александра Михайловна
16.02.1802 — 19.03.1880

Каратыгина Александра Михайловна — Биография

Алекса́ндра Миха́йловна Караты́гина, до замужества более известная как Колосова (4(16).2.1802 — 7(19).3.1880) — дочь танцовщицы Е. И. Колосовой, жена трагика Василия Каратыгина — драматическая актриса.

Педагоги: А. А. Шаховской и П. А. Катенин.

Успешно дебютировала ролью Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» 16 декабря 1818 года, затем 30 декабря — в роли Моины в «Фингале» Озерова.

Тогда же, в 1818 году сыграла Эсфирь в трагедии Расина и официально была зачислена 1 марта 1819 г. на Санкт-Петербургскую сцену Императорских театров, на которой играла до 1845 года (по другим источникам — 1844).

Каратыгина первой из русских актрис побывала за границей, брала в Париже уроки драматического мастерства у Тальма и Марс.

«8 июня 1822 г. она уехала с матерью за границу и провела целый год в Париже, где училась у знаменитой французской артистки m-lle Марс, первоклассной исполнительницы Мольеровских ролей. Вернувшись в Петербург, Колосова 27 ноября 1823 г. выступила в роли Селимены („Мизантроп“ Мольера). Естественность и простота исполнения этой роли, невиданная дотоле на русской сцене, привели публику в восторг; с тех пор Колосова стала выступать преимущественно в так называемой высокой комедии» см. Биографический словарь.

Новая французская драма, с 1830-х появившаяся и российской сцене, нашла в Каратыгиной прекрасную исполнительницу. Каратыгина создала в российском театре так называемую высокую комедию; имела огромный успех в Мольеровском репертуаре.

Как сообщала Советская театральная энциклопедия, «Пушкин в статье „Мои замечания об русском театре“ (1820) отмечал недостаток естественности и простоты в игре К.» и написал эпиграмму «На Колосову» и исполнение ею роли Эсфири в пьесе Расина:

Все пленяет нас в Эсфири: Упоительная речь, Поступь важная в порфире, Кудри черные до плеч, Голос нежный, взор любови, Набеленная рука, Размалеванные брови И огромная нога!

Правда, чуть позже величайший поэт загладил свою вину перед «волшебницей прекрасной» в послании «К Катенину» (1821):

Кто мне пришлет ее портрет, Черты волшебницы прекрасной? Талантов обожатель страстный, Я прежде был ее поэт. С досады, может быть, неправой, Когда одна в дыму кадил Красавица блистала славой. Я свистом гимны заглушил. Погибни злобы миг единый, Погибни лиры ложный звук: Она виновна, милый друг, Пред Селименой и Моиной. Так легкомысленной душой, О боги! смертный вас поносит; Но вскоре трепетной рукой Вам жертвы новые приносит.

(Селимена — роль Колосовой в комедии Мольера «Мизантроп»; Моина — её роль в трагедии Озерова «Фингал»).

«Пушкин обращается к Катенину, как к учителю Колосовой по драматическому искусству и как к общему их другу, не решаясь писать прямо ей после их размолвки из-за его эпиграммы», — объясняет комментарий Т. Г. Цявловской.

В феврале 1827 года она вышла замуж за В. A. Каратыгина.

Чета знаменитых актёров была знакома с самыми именитыми людьми времени — Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, с декабристами. Но при этом надо помнить о многослойности и условностях времени: актёрская профессия ещё долго считалась непрестижной в высшем обществе, и хотя самым знаменитым слугам Мельпомены удавалось вырваться из своего круга, для потомственных аристократов они оставалсь «комедиантами».

Со времени открытия Александринского театра в Петербурге (1832 г.) она вместе с мужем играли основные роли на этой сцене.

В её репертуаре множество ролей классических драм, которые она блестяще исполняла не только на русском, но играла и на французском языке.

Владелец страницы: нет
Поделиться