Пульвер Лев Михайлович
Пульвер Лев Михайлович

Пульвер Лев Михайлович — Биография

Лев Михайлович Пульвер (Лейб Пульвер; род. 6 (18) декабря 1883, Верхнеднепровск, Российская империя — 18 марта 1970, Москва) — российский композитор и музыкант.

Родился в Верхнеднепровске, ныне входящем в состав Днепропетровска (Украина).

Занимался на скрипке с раннего детства, учился сначала у своего отца, также музыканта, потом у брата, ученика чешского скрипача Отакара Шевчика. Игре на скрипке на слух учился у отца, по нотам — с семи лет у мужа сестры Ш. Двойрина, ученика знаменитого чешского скрипача О. Шевчика. С десяти лет играл в «капеллах», выступал с исполнением концертов Ф. Мендельсона и других классических произведений.

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился скрипке и композиции у проф. А. К. Лядова. Позднее — дирижер симфонического оркестра, один из участников Квартета Страдивари 1919—1920; первая скрипка — Д. Крейн (см. А. Крейн).

В 1898—1901 гг. был скрипачом в оркестре театральной труппы М. Кропивницкого, для которой сочинил, опираясь на украинский фольклор, музыку к спектаклю «Ой, не ходи, Грицю» по пьесе М. Старицкого.

В 1902 году с русской театральной труппой приехал в Петербург, занимался у студента-скрипача, ученика Л. Ауэра Д. Бертье (1882—1950, с 1922 года — профессор Киевской консерватории), поступил в консерваторию, которую (после перерыва в 1905—1907 гг., связанного с отчислением за участие в студенческих волнениях) окончил в 1908 году как скрипач (у Н. Галкина), а также как композитор (у А. Лядова и Н. Соколова).

В 1909 году стал солистом-альтистом оркестра Большого театра в Москве (играл по 1923 год). До 1918 года преподаватель Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, вел классы скрипки, альта и квартета. Играл на альте в квартете музыкального отдела Наркомпроса . Дирижировал симфоническими оркестрами в Киеве, Харькове и Минске.

Музыкальный директор Государственного еврейского театра(ГОСЕТ) в Москве. В 1922—1949 гг. заведовал музыкальной частью и был дирижером оркестра в ГОСЕТе, написал музыку к 42 спектаклям театра, в том числе к важнейшим в истории театра: «200 000» (1923), «Путешествие Вениамина Третьего» (1927), «Глухой» (1930), «Король Лир» (1935), «Бар Кохба» (1938), «Фрейлехс» (1945).

Льву Пульверу принадлежит музыка к обозрению «Под куполом цирка» (1933; тексты И. Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева), спектаклям «Тевье-молочник» (1940) в Харьковском украинском театре имени Т. Шевченко и «Уриэль Акоста» (1940, по К. Гуцкову) в Малом театре (Москва), кинофильмам «Еврейское счастье» (1925), «Белая смерть» (1932) и другим. Пульвер также сочинил оперетты «Гулливер» (1907), «Как ее зовут» (1938) и «Моряки» (1940), ряд песен (преимущественно на тексты еврейских поэтов).

Музыка Пульвера, главным образом, строится на интонациях еврейского фольклора. В воспоминаниях «Эпизоды моей жизни» («Советиш Геймланд», 1970, № 2) композитор отмечает особое отношение к музыке спектакля Ш. Михоэлса, с которым композитор сотрудничал много лет. Выразительные и запоминающиеся мелодии композитора легли в основу многих еврейских народных песен, а его обработки вошли в профессиональный концертный репертуар.

Автор музыки для фильмов: «Еврейское счастье» («Менахем Мендель») (1925), и «Граница» (1935) («Старое Дудино»)

Владелец страницы: нет
Поделиться