Никитин Василий Петрович
Никитин Василий Петрович
14.08.1893 — 16.03.1956

Никитин Василий Петрович — Биография

Василий Петрович Никитин (2 августа 1893, Санкт-Петербург — 16 марта 1956, Москва) — выдающийся учёный в области электротехники, сварки и электромеханики.

Василий Петрович Никитин родился 2 (14) августа 1893 г. в Петербурге в семье ремесленника. Отец — Никитин Петр Тимофеевич, по происхождению из крепостных крестьян Тверской губернии, в Петербурге был простым рабочим-ремесленником. Мать — Никитина Елена Федоровна, дочь паровозного машиниста.

Начальное образование Василий Никитин получил сначала в городском начальном 3-х классном училище, затем в Владимирском (называемом по находящейся рядом церкви) городском четырехклассном училище в Петербурге. После его окончания, по настоянию деда (который работал машинистом на железной дороге) и на его средства, учился в Петербургском техническом училище (1909). Одновременно с учебой, Никитин с 15-летнего возраста начал работать (1908—1910) помощником слесаря, а затем, слесарем по ремонту паровозов в железнодорожных мастерских Николаевской железной дороги в Петербурге.

Высшее образование В. П. Никитин получил на электромеханическом факультете Петербургского Политехнического института, который окончил в 1914 г. со званием — инженера-электрика.

Будучи студентом В. П. Никитин работал техником в Конструкторско-строительном бюро (1910-1912 гг.), а затем в 1912-1918 гг. — инженером-конструктором Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге (Петрограде). В конце 1913 г. - начале 1914 г. В. П. Никитин был командирован для получения практических знаний в области электромеханики сначала в российские отделения электротехнических заводов: «Вольта», «Сименс-Шуккерт» и «ВЭК» («Всеобщая электрическая компания»), а затем посетил заводы этого профиля за границей (в Германии и Швеции). После возвращения занимался расчетами и проектированием, а также руководил изготовлением и монтажом первых русских электродвигателей для строящихся линейных кораблей и подводных лодок военного флота. В электрических установках, разработанных для линейных кораблей «Петропавловск» и «Севастополь», В. П. Никитин впервые применил рассчитанные и спроектированные им трехфазные асинхронные электродвигатели, положив начало применению переменного тока в судовых устройствах. В 1914-1918 гг. разработал метод безреостатного пуска мощных электродвигателей. Революция 1917 г. на время прервала его работу по специальности.

С мая 1918 г. по июль 1919 г. В. П. Никитин работал инженером в Управлении ирригационными работами в Туркестане - «Иртур». 11 августа 1919 года проект «Иртур» был упразднён.

В августе 1919 г. Екатеринославский Губернский совет народного хозяйства (Губсовнархоз) пригласил В. П. Никитина на национализированный электромеханический завод «РЭДА», где в период 1919—1921 гг. он работал сначала начальником технического отдела, а затем — управляющим и главным инженером завода. На заводе под руководством Никитина было организовано проектирование и производство первых образцов отечественного электрооборудования для угольной и металлургической промышленности, в частности, новых типов электронасосов для откачки угольных шахт.

С 1919 г. началась педагогическая деятельность В. П. Никитина по подготовке инженеров-электриков для угольной и металлургической промышленности в Екатеринославском Горном институте. В этот же период времени В. П. Никитин был консультантом по электромеханическому оборудованию (1919—1924 гг.) в Харьковской и Екатеринославской конторах производственного объединения по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений в Азербайджанской CCP (Азнефть).

В 1924—1926 гг. В. П. Никитин был назначен техническим руководителем восстанавливаемого в Ленинграде завода «Электрик». В это время он заинтересовался перспективным технологическим методом — сваркой.

В середине 1920-х гг. В. П. Никитин сформулировал комплекс научно-технических проблем теории электрических машин и аппаратов для дуговой сварки, которые в дальнейшем нашли решение в его исследованиях, способствовавших развитию новой отрасли промышленности — электросварочного машиностроения и положивших начало широкому применению сварки в народном хозяйстве.

В 1926—1929 гг., будучи профессором Екатеринославского Горного института, Никитин В. П. одновременно состоял консультантом по организации сварочного производства на многих предприятиях Украины и России: на Екатеринославской железной дороге, где при его участии были оборудованы два электросварочных цеха, а им спроектированы и построены электросварочные машины; на заводе имени Артема в Нижнеднепровске был оборудован электросварочный цех по сварке труб, трубопроводов, котлов; на заводах имени Петровского и Ленина в Днепропетровске также были созданы электросварочные цеха.

В 1929 г. В. П. Никитина пригласили на работу в Москву в Научно-исследовательский институт (НИИ) Наркомата путей сообщения (НКПС), где он организовал и возглавлял до 1934 г. электросварочную лабораторию. После переезда в столицу, В. П. Никитин оставил работу в Днепропетровском Горном институте и начал преподавательскую деятельность в качестве профессора и заведующего кафедры общей и специальной электротехники факультета черных металлов Горной Академии (1929—1932 гг.) (в 1930 на базе факультетов чёрной и цветной металлургии академии был создан Московский институт стали).

В 1929—1930 гг. В. П. Никитин стал одним из инициаторов создания первых в СССР учебных заведений по сварочной специальности — Московского автогено-сварочного комбината, состоящего из рабфака, техникума и института, где он работал до 1933 г. заместителем директора по научно-учебной части комбината и заведующим кафедрой «Электротехника».

В 1933 г. в рамках реорганизации сети высших учебных заведений СССР Московский автогено-сварочный институт вошел на правах сварочного факультета в состав Московского механико-машиностроительного института (МММИ) имени Н. Э. Баумана. В июне 1933 г. по Всесоюзному конкурсу В. П. Никитин был утвержден профессором и зав. кафедрой «Электротехника и электрооборудование» (1933—1937) и одновременно в 1934—1938 гг. он был деканом сварочного факультета МММИ. Одновременного с этим в 1934 г. В. П. Никитин был утвержден профессором по кафедре электромашин в Московском Энергетическом институте, где он впервые стал читать курс по электротермической специализации.

В 1937 г. В. П. Никитин защитил в МММИ докторскую диссертацию на тему «Основы теории сварочных генераторов». 1 февраля 1938 г. В. П. Никитин, в тяжелое для института время, после ареста предыдущего руководителя и ряда преподавателей, становится директором МММИ.

28 января 1939 г. В. П. Никитин был избран в действительные члены (академиком) Академии наук СССР по Отделению технических наук, специализация — электротехника. С 1939 по 1942 гг. он являлся академиком-секретарем Отделения технических наук. В Академии наук он организовал и возглавлял работу Секции электросварки и электротермии (председателем которой он был с 1941 по 1953 гг.). С 1947 г. был членом Президиума АН СССР, в 1951—1954 гг. — председателем Совета филиалов и баз АН СССР.

В 1939 г. Советом Народных Комиссаров СССР В. П. Никитин был назначен членом Госплана СССР, в 1941—1943 гг. — заместителем председателя Госплана СССР, в 1943—1947 гг. — председателем Совета научно-технической экспертизы.

Большая занятость на ответственных постах вынудила его 15 июля 1939 г. уйти с должности директора МММИ; при этом В. П. Никитин оставался профессором и заведующим кафедрой до 1956 г.

В. П. Никитин принадлежит к редкому типу ученых, сочетавших в себе качества теоретика, разработчика, организатора производства и педагога.

В. П. Никитин являлся создателем теории электрических машин и аппаратов для дуговой электросварки. Под его руководством были разработаны типовые сварочные трансформаторы, благодаря его инициативе в стране было создано электросварочное машиностроение, и сварка повсеместно была внедрена в промышленность.

В. П. Никитин был редактором журналов «Известия АН СССР, отделение технических наук» (1939—1943), «Вестник инженеров и техников». В. П. Никитин в 1939—1942 гг. был председателем Всесоюзного совета научно-технических обществ, с 1931 г. — членом Всесоюзного научно-технического общества сварщиков. В 1951 г. Никитин был избран почетным членом Академии наук Туркменской ССР. В 1939—1947 гг. избирался депутатом Моссовета.

В 1941 г. В. П. Никитин был награждён орденом Трудового Красного Знамени «за успехи в планировании народного хозяйства и в ознаменование двадцатилетия Госплана СССР», в 1945 г. — орденом Ленина «за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники в связи с 220-летием Академии наук СССР», в 1946 г. — медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.», 19 февраля 1948 г. за выдающиеся заслуги в области науки — присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Семья: жена Ирина Петровна Никитина (рожденная Дубровская) — инженер-механик, кандидат технических наук.

Василий Петрович Никитин умер 16 марта 1956 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться