Бурачек Степан Онисимович
Бурачек Степан Онисимович

Бурачек Степан Онисимович — Биография

Степан Онисимович Бурачек (1800—1877) — русский кораблестроитель, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров.

Родился 12 января 1800 года в селе Заиньки Нежинского уезда Черниговской губернии в обедневшей дворянской семье.

Когда Степану исполнилось 12 лет, отец — Онисим Никифорович — отвез его в Петербург и определил в младший класс Училища корабельной архитектуры. С первых дней пребывания в училище Степан Бурачек подружился с одноклассником Иваном Амосовым, который в дальнейшем стал одним из самых выдающихся кораблестроителей России XIX века.

В 1817 году, выдержав все выпускные экзамены, Бурачек стал первым среди семи выпущенных в тот год корабельных чертежников. За отличные успехи и примерное поведение ему присвоили чин не 13-го, как всем остальным выпускникам, а 12-го класса. Бурачек был оставлен в родной «альма-матер» репетитором-помощником преподавателей высшей математики, аналитической механики, теории корабля и физики.

Спустя два года он принял назначение на службу в Петербургское адмиралтейство, считавшееся центром отечественного судостроения. Здесь Бурачек зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и вскоре в его послужном списке появилась запись о прилежном поведении и очень хороших способностях по кораблестроительной части. Впоследствии он был отправлен в Казань с повышением по службе, где в 1820 году впервые самостоятельно спроектировал и построил 16-пушечный корвет «Геркулес».

В 1821 году Бурачек был направлен в Астрахань, где приступил к исполнению обязанностей управляющего местным адмиралтейством. При этом он получил широкие полномочия и полную самостоятельность в принятии административных и технических решений.

За десять лет труда С. О. Бурачек сумел построить на верфях Астраханского адмиралтейства до 30 новых боевых кораблей и вспомогательных судов. В их число, в частности, вошли 8 бригов, 4 транспорта, а также первые два колесных парохода «Кура» и «Предприятие».

В 1826 году Бурачека произвели в помощники корабельного мастера, в 1828 году — в поручики Корпуса корабельных инженеров, а спустя еще три года перевели в столицу в распоряжение командира Петербургского военного порта.

В 1832 году Бурачек был приглашён на преподавательскую работу в недавно открытый при Морском кадетском корпусе двухгодичный Офицерский класс для «усовершенствования некоторого числа отличнейших офицеров… в высших частях наук, к морской службе потребных». Именно Степан Онисимович Бурачек предложил разделить науку о корабле на три дисциплины: теорию корабля, корабельную архитектуру и прочность корпуса. В 1835—1839 годах он построил большую модель фрегата для практических занятий гардемаринов перед выходом в плавание.

В 1862 году, несмотря на возражения Морского ученого комитета, Бурачек настоял на утверждении проекта и выдаче заказа Балтийскому заводу на постройку первой в России подводной лодки с механическим двигателем (пневмомашиной), спроектированной русским изобретателем И. Ф. Александровским. В дальнейшем Степан Онисимович помог Александровскому в разработке рабочей документации, так как одно время являлся наблюдающим за постройкой лодки. Кроме этого, Бурачек сам разработал проект подводной лодки с паровой машиной, герметичной топкой для сжигания топлива под водой и водометным движителем. По ряду причин проект не был осуществлен.

В 1869 году С. О. Бурачеку присвоили воинское звание генерал-лейтенанта Корпуса корабельных инженеров.

Умер 26 декабря 1876 года (7 января 1877 по новому стилю) и был с почестями похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Сын - Евгений Степанович Бурачёк (1836—1911) — адмирал, первый начальник военного поста Владивосток.

Владелец страницы: нет