Козлов Алексей Александрович — Биография

Алексей Александрович Козлов (8 (20) февраля 1831, Москва ‒ 27 февраля (12 марта) 1901, Санкт-Петербург) — русский философ.

Идеи Козлова оказали влияние на Н. А. Бердяева, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского.

Родился в 1831 году в Москве. По окончании Московского университета, в 1856 году, занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в среднеучебных заведениях. Обратившись к изучению политической экономии, статистики и вообще социальных наук, Козлов написал в это время несколько статей по экономическим, финансовым и общественным вопросам в «Московских Ведомостях», «Московском Вестнике», «Дне», «Вестнике Промышленности» и «Отечественных Записках».

С 1866 года Козлов, по не зависевшим от него обстоятельствам, должен был покинуть Москву и выступить на поприще агронома. С усилением интереса к естествознанию, вызванным этим новым направлением деятельности, Козлов постепенно стал обнаруживать склонность к философским вопросам, примкнув первоначально к материалистическому направлению. Вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору известные «Исторические письма» Миртова — Лаврова («Знание», 1871, 3). Здесь Козлов упрекает Миртова в догматизме, стоит за условность социальных идеалов и утверждает, что наука вовсе не может ставить идеалов нравственных и общественных. Затем, под влиянием Шопенгауэра и Гартмана (его «Философию бессознательного» Козлов изложил под заглавием «Сущность мирового процесса», М., 1873-76), а также, благодаря более близкому знакомству с Кантом, Козлов обнаруживает заметное тяготение к метафизике и в частности к шопенгауэровской философии воли («Г. Влад. Соловьев, как философ», «Знание» 1875, 1-2).

В 1876 году начинается профессорская деятельность Козлова в киевском университете, конец которой был положен только тяжкой болезнью в 1887 году.

Несмотря на явное предпочтение философии Шопенгауэра («Два основных положения философии Шопенгауэра», «Киевские Университетские Известия», 1877, 1), Козлов чувствует, однако, некоторую неудовлетворённость метафизикой воли («Философские этюды», ч. I, СПб., 187 6) и пытается отыскать новые основы для своего мировоззрения у Дюринга («Философия действительности», Киев, 1878). Остановившись на философии Платона («Философские этюды», ч. II, Киев, 1880), Козлов порывает с философией Шопенгауэра и обращается к другим представителям новой философии, начиная с Декарта («Генезис теории пространства и времени Канта», К., 1884). Здесь Козлова особенно привлекает Лейбниц и его ближайшие, хотя и односторонние последователи — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт, а затем новейшие приверженцы философии Лейбница (Лоце и особенно Тейхмюллер). В окончательной форме свои философские воззрения, в основных чертах сильно напоминающие Тейхмюллера, Козлов излагает в периодически выходящем сборнике «Своё Слово» (№ 1-3, К., 1888—1899; № 4, СПб., 1892).

Отзывчивый на важнейшие явления философской литературы, Козлов напечатал в разное время много критических и полемических статей. Так, не говоря о мелких статьях и заметках, книгам профессора Грота он посвятил два этюда (К., 1881 и СПб., 1885), возражениям своих противников — обширный этюд «Философия как наука» (К., 1877), книге профессора Троицкого — «Наука о духе» — статью в «Русской Мысли» (1883, 4), философским и богословским сочинениям графа Л. Н. Толстого — книги: «Религия графа Л. Н. Толстого» (СПб., 1888) и «Письма о книге графа Л. Н. Толстого о жизни» (М., 1891; обе эти книги соединены в одном издании: «Религия графа Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви», СПб., 1895). Кроме того, заслуживают упоминания: "Современные направления в философии («Заграничный Вестник», 1881, 10-12, 1882, 3 и 6). Продолжением этих статей служат: «Позитивизм Конта» («Вопросы философии», 1892, кн. 15), «Французский позитивизм» (там же, 1893, кн. 19, 21 и 22). Далее «Размышления, вызванные неожиданным голосом из области естествоведения» (там же, 1889, кн. 1); «Густав Тейхмюллер» (там же, 1894-95, кн. 25 и 26); «Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера» (там же, 1895, кн. 27); «Очерки из истории философии» (К., 1887).

В 1886 году Козлов начал издавать первый русский философский журнал «Философский трёхмесячник», целиком состоявший из статей самого редактора. Болезнь принудила Козлова приостановить издание.

Владелец страницы: нет