Юхнин Евгений Иванович
Юхнин Евгений Иванович

Юхнин Евгений Иванович — Биография

Влади́мир Евге́ньевич Юхни́н (1912—1999) — советский конструктор-кораблестроитель, доктор технических наук, главный конструктор и начальник ЦКБ-5. Герой Социалистического Труда (1983).

Родился 19 февраля 1912 года в деревне Шиловской Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Спаспоруб Прилузского района Республики Коми).

В 14-летнем возрасте стал работать юнгой, затем стал матросом, боцманом, 3-м помощником капитана. Одновременно обучался в судостроительном техникуме в Великом Устюге. В 1936 году окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института.

Конструктор, начальник сектора, начальник отдела КБ завода им. Андре Марти. Становлению молодого инженера, занимавшегося проектированием торпедных катеров, способствовали встречи с академиком А. Н. Крыловым, профессором В. П. Костенко и другими видными инженерами-кораблестроителями.

Работая в Ленинграде в первые месяцы Великой Отечественной войны, участвовал совместно с П. Г. Котовым в сооружении из корабельных броневых плит оборонительного пояса вокруг осаждённого города.

В 1943 году Е. И. Юхнин был командирован в Тюмень, где он возглавил КБ на судостроительном заводе № 63/8 в посёлке Сосновка. Внёс большой вклад в организацию выпуска торпедных катеров и малых охотников силами специалистов, эвакуированных с катеростроительных заводов городов Ленинграда, Феодосии и Херсона (17-й цех завода им. А. Марти, завод № 5).

Начальник отдела и главный конструктор ЦКБ-19 (1944). В 1949 году возглавил специализированное конструкторское бюро по проектированию катеров дальнего действия (СКБ-5, с 1956 года — ЦКБ-5, с 1963 — ЦМКБ «Алмаз»). Начальник — главный конструкор ЦМКБ «Алмаз» в 1952—1981 годах, одновременно — генеральный директор ПО «Алмаз» (1970—1974), в которое вошли ЦМКБ «Алмаз», завод № 5, Невский морской завод.

Под началом Е. И. Юхнина в конце 1950-х годов создавались первые в мире ракетные катера проекта 183Р, в 1960—1970-х — ракетные катера проектов 205 и 205У, малые ракетные корабли типа «Овод» (проект 1234), скоростные патрульные катера и малые сторожевые корабли для морских пограничников, телеуправляемые катера специального назначения. Им был внесён также огромный вклад в создание скоростных ударных боевых катеров, кораблей и катеров на воздушной подушке и на автоматически управляемых подводных крыльях.

В середине 1970-х годов при активном участии Е. И. Юхнина разработана и утверждена правительством система малых кораблей и морских частей пограничных войск. Её внедрение позволило систематизировать типы строящихся кораблей и катеров, существенно сократить сроки постройки и расходы на их создание и эксплуатацию. Одним из основополагающих кораблей этой системы стал ракетный катер третьего поколения «Молния», на базе которого построено более ста катеров различных модификаций и в две страны продана лицензия на их строительство.

Под руководством Е. И. Юхнина были разработаны уникальные проекты кораблей, такие как ракетный корабль на автоматически управляемых крыльях «Ураган», ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч», самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке «Зубр».

В 1983 году Евгению Ивановичу Юхнину Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Умер 7 марта 1999 года.

В честь столетия со дня рождения Е. И. Юхнина 15 ноября 2013 года установлена мемориальная доска на стене дома № 16Б по улице Академика Павлова.

Семья

  • Жена — Лидия Филипповна Нестерук (род. 1914), работала в системе морского флота.
  • Сын — Владимир Евгеньевич Юхнин (род. 1937), главный конструктор (с 2004 года — генеральный конструктор) Северного проектно-конструкторского бюро. Сын — Евгений Евгеньевич Юхнин (1936—2001)
Владелец страницы: нет
Поделиться