Белютин Элий Михайлович
Белютин Элий Михайлович

Белютин Элий Михайлович — Биография

БЕЛЮТИН Элий (Елигий) Михайлович (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, Москва) — российский художник и теоретик искусства.

Участник Великой Отечественной войны и обороны Москвы. В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (преподаватели — П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и др.). Окончил Художественный институт и творческую аспирантуру. Ученик А.В. Лентулова, Л.А. Бруни и П.В. Кузнецова. Занимался в «Классах усовершенствования» при Академии архитектуры СССР. Вел творческие группы профессиональных художников по живописи и рисунку (МТХ – с 1948 г.), трехгодичный «белютинский факультет», по инициативе А.Н. Косыгина, при Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников полиграфической и легкой промышленности (1954-1963). Основатель единственного в мире массового художественного направления «Новая реальность», базировавшегося на его даче в подмосковном Абрамцеве (1964-2007). С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. До этого времени тираж издававшихся Белютиным теоретических трудов и творческих пособий (в том числе в Китае, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии) достиг полутора миллионов экземпляров. С 1962 г. труды Белютина и созданная им «Теория всеобщей контактности», представляющая развитие принципов гегельянства в опровержение советской официальной теории марксизма-ленинизма, публиковались только за рубежом (Италия, Франция, США). Первое участие в профессиональной выставке – декабрь 1941 года, ГМИИ, «Московские художники и война». Первая персональная выставка за рубежом – Польша, Варщава, июнь 1961 г. С 1962 г. постоянное участие в Парижских Биеннале (золотые медали) и экспозиции галереи Ламбер на Иль де Сен Луи. С 1969 г. персональные выставки в Риме, участие в Сетторе Интернационале и Национальных выставках художников Италии. Член Итальянской Академии современного

искусства. Премия Дженнаццано. Выставки в Катанье, Болонье, Мессине, Милане, Латине, Кремоне.

1991 г. – выставка «От Манежа до Манежа» в ЦВЗ Москвы (400 участников-учеников «Новой реальности». Последующий показ манежной выставки по университетским городам США. Персональная выставка в Союзе американских художников – Вудсток, Бостоне, городах Канады, Швейцарии.

Представлен в Русском музее, Третьяковской галерее, ГИМе, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 74 региональных музеях РФ и 34 зарубежных музеях (Центр Помпиду, Национальный художественный музей Венгрии, Музей современного искусства Польши, многочисленных итальянских музеях, Люксембург, Прибалтика).

Кино: «Элий Белютин и Абрамцевское братство» («Центрнаучфильм», 1993), «История одной коллекции» («Центрнаучфильм», 1994), «5 картин Белютина» (ТВ, «Лад», 1994), «Теория всеобщей контактности» (ТВ, 4 серии, «Культура», 2012), «Элий Белютин. Портрет» (ТВ, «Культура», 2014).

Многие книги по теории искусства написаны вместе с женой – Н.М. Молевой, доктором исторических наук, профессором, членом Союзов Писателей и Художников СССР и РФ.

Награжден «Орденом Почета» (2001), «Золотым Офицерским Крестом высшего достоинства» (Польша).

Занимается в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института. С 1950 года преподавал:

  • в Московском товариществе художников;
  • в Студии инвалидов Отечественной войны;
  • в Институте повышения квалификации художников-графиков;
  • в Текстильном институте;
  • в Полиграфическом институте.

С 1954 года Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической для своих занятий. Именно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ.

Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.

Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Э. М. Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Не понимая, что это явная ловушка, художники повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже. После её посещения 1 декабря 1962 года Н. С.Хрущевым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. М. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке.

В 1970-е годы Э. М. Белютин продолжал вести группы по повышению квалификации:

  • на комбинате имени Свердлова;
  • на Трехгорке;
  • в Областном отделении Союза художников;
  • в ВИА Легкой промышлености

В 1960-е произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.

В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».

В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия).

В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии. В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.

Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко всё большей абстракции, полностью отвлечённой от предметности в поздних «картинах-модулях».

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Владелец страницы: нет
Поделиться